Понимание специфики развития социальной философии в России требует учитывать своеобразие русской национальной ментальности, ее духовных ориентиров. Исходя из этого социальная философия в России отличается преобладанием психологических и культурологических тенденций, повышенным вниманием к системе ценностей.
Специфика социально-философских представлений в России:
Россия располагается на стыке двух великих цивилизаций - Запада и Востока. Россия никогда не была ни только западной, ни только восточной. А имела она всегда отличную от других народов собственную историческую судьбу. Россия являлась, с одной стороны, мостом между Востоком и Западом, а с другой стороны выступала барьером, разделяющим Восток и Запад, и не допускающим их столкновения. Например, Россия остановила нашествие монголо-татар на Запад, несколько столетий противостояла турецкой империи, и в то же время Россия не допустила католическую экспансию Запада на Восток, и не дала продвинуться крестовым походам дальше по континенту.
Социально-философские теории в России развиваются как часть общемировой социологической научной сферы.
Испытывая постоянное влияние разных направлений западной социальной философии, она разрабатывает и предлагает оригинальные концепции и теории, в которых со всей полнотой отражается своеобразное развитие российского общества. В развитии социальной философии в России ученые выделяют три основных периода. Первый период - с середины 19 века до 1918 года, второй период - с начала двадцатых годов до конца пятидесятых годов 20 века, третий период - с начала шестидесятых годов по настоящее время.
Первый период связан с творчеством крупнейших социальных мыслителей, таких как Лавров П.Л. (1829-1900) и Михайловский Н.К. (1822-1904). Они развивали направление социальной мысли, получившее название субъективной социологии. Важнейшие идеи этого направления были сформулированы впервые в известных "Исторических письмах" Лаврова П.Л. в 1870 году. Субъективная социология занималась разработкой концепций об обществе в целом, выявляла закономерности и направления его развития. Личность в теориях субъективных социологов является не только движущей общественной силой, а также мерилом общественного прогресса. Субъективные социологи были убеждены, что полноценно развиваться личность может только в рамках социализма.
Важнейшую роль в социальной философии того периода играют труды Ковалевского М.М. (1851-1916). Ведущая роль своей теории об обществе отведена Ковалевским концепции о социальном прогрессе, сущность которого он представлял в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Необходимо отметить, что категория солидарности играет важнейшую роль в социалистических политических теориях этого периода. Ковалевский считал основной задачей выявление сущности солидарности, объяснение и описание ее многообразных форм, изучению вопроса о том, что способствует созданию чувства социальной солидарности. В своих многочисленных трудах Ковалевский активно применял и развивал сравнительно-исторический метод. Ковалевский был глубоко убежден, что с помощью сравнительно-исторического метода посредством параллельного изучения явлений и фактов общественного эволюционирования народов можно выявить общий формат поступательного движения общественной жизнедеятельности.
Во втором периоде социальная философия также продолжает активно развиваться, совершенствуются ее методы и механизмы исследования. В двадцатых годах издается обширная литература об обществе; разрабатывается ряд теоретических вопросов, разворачиваются эмпирические исследования. Главное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта крестьян и рабочих. В этой плоскости наиболее продуктивно работали:
В этот же период разрабатывались социальные проблемы городского населения и миграции, социальные проблемы.
На сегодняшний день функционируют многочисленные академические, вузовские и независимые социологические центры, проводящие широкие теоретические и эмпирические исследования в самых разных сферах общественной жизнедеятельности.