Социальная философия Возрождения


Социальная философия Возрождения

В эпоху Возрождения высокие достижения присутствовали и в социальной философии. Гуманистические концепции, обращение к личности и культуре отразились в целом и на политической, социальной сфере жизнедеятельности. Так возникли новые теории о государстве и праве, основывавшиеся на потребностях и жизненных интересах личности.

В центре социальных теорий находилось государство. Большое звучание в социальных концепциях Ренессанса находили идеи государственного абсолютизма. Наиболее известные авторы этих концепций:

  1. Никколо Макиавелли;
  2. Томас Мор;
  3. Томмазо Кампанелла.

Социально-политические убеждения Никколо Макиавелли

Одним из выдающихся представителей социальной философии периода Возрождения был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он являлся заметным политическим деятелем Флорентийской республики, а после ее падения в 1512 году был отправлен в ссылку, где и создал свои политические трактаты.

К известным сочинениям Макиавелли относятся: "Заметки о первых десяти книгах Тита Ливия", "Правитель", "Флорентийские летописи".

Замечание 1

Главное место в философии Макиавелли занимает концепция постоянного коловращения как результата естественного хода вещей, обладающего "божественным" характером.

Макиавелли разграничил политику и религиозные представления. Политика является автономной стороной деятельности человека, она есть воплощение свободного человеческого волеизъявления в рамках необходимости ("фортуны"). Политика определяется не богом или нравственностью, а самой практикой, естественными жизненными законами и человеческой психологией.

Рассматривая политическую и историческую практику, Макиавелли пришел к выводу, что мотивация политической деятельности определяется жизненными интересами, корыстью, стремлением обогатиться, которые и предопределяют политическое функционирование.

Социально-политическая теория Макиавелли выступала в качестве руководства для честолюбивого и способного правителя. Макиавелли был убежден, что, тот, кто встал на пути судьбы, должен стать правителем нового типа, деспотом и абсолютным властелином. Его не должны связывать никакие априорные схемы, законы, религиозные ограничения или свое собственное слово. Руководствоваться он должен строгим анализированием реальных фактов, при этом допустимо для него быть хитрым, грешным, коварным, жестоким и беспощадным.

Правитель, по мнению Макиавелли, должен опираться на силовые методы, а не на религиозные и моральные установки. Мораль силы является моралью, отражающей реальность жизни. Мораль силы Макиавелли принимают как образец циничности и аморальности в политической деятельности. С течением времени понятие "макиавеллизм" стало синонимом политики, руководствующейся принципом "цель оправдывает средства". Теорию Макиавелли часто осуждают, критикуют за проповедование бесконтрольного использования властных полномочий, не подчиняющихся никаким моральным критериям, как деятельность, единственный закон которой это успех любой ценой.

Социально-философские идеалы Томаса Мора

Еще одним ярким представителем социальной философии Ренессанса был Томас Мор (1479-1555). По происхождению он был из влиятельной и богатой семьи юриста. Его гуманистические убеждения сформировались во время учебы в Оксфордском университете. Позже он выступил против реформ короля и был казнен. В творчестве Мора отразились:

  • нравственные гуманистические идеалы;
  • концепция свободы и достоинства человека.

В диалоге "Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" Томас Мор размышляет о политических и социальных проблемах своего времени. В этом сочинении утверждаются и отрицаются официальные политические взгляды. В первой части труда критикуется английское общественное устройство, а во второй части представлены жизнь и устройство вымышленного острова Утопия.

Томас Мор выступает против частной собственности. По его утверждению, необходимо изменить общественные отношения, но осуществить это только законодательным путем не получится. Идеалом Мора была общественная собственность, а также высокоорганизованное производство, рациональное руководство, которое бы гарантировало равное и справедливое распределение общественного достояния. Каждый человек должен иметь право и обязан работать. Такие идеалы были продемонстрированы на примере отношений на острове Утопия.

По своей природе социалистические идеи Томаса Мора были утопическими. Хотя он собственные представления не считал фантазийными, прекрасно понимал трудности в их реализации. Мор полагал, что при поддержке образованного правителя его концепции можно воплотить в скором будущем. В этом моменте была видна:

  • иллюзорность;
  • утопичность;
  • неосуществимость его теории.

Социальные идеи Томмазо Кампанелла

К ярким представителям социально-философской направленности периода Ренессанса также можно отнести и Томмазо Кампанелла (1568-1639). Хотя он и был выразителем итальянской натурфилософии, значительное влияние оказала его социальная теория. Основные сочинения: "Город солнца", "О христианской монархии", "О церковной власти", "Об испанской монархии".

Кампанелла выступал за единство светской и церковной власти, отвергал протестантскую Реформацию, провозгласил идею властвования папы над всем христианским миром. Он видел необходимость крупных общественных преобразований, направленных на реализацию божьего царства на земле, призывал ликвидировать частную собственность и эксплуатацию.

В отличие от Томаса Мора он был убежден в возможности реализации новых социальных идей с помощью переворота силами массового восстания. Кампанелла стал во главе заговора в Калабрии, которая была оккупирована испанцами. В результате заговор не состоялся, философу пришлось бежать. Его схватили и осудили на пожизненное заключение. Около 30 лет Кампанелла провел в тюремных застенках, там же он написал большинство своих трудов, в том числе "Город солнца".

Основной смысл этого произведения заключается в следующем: Солнечный город является идеализированной теократической системой, во главе ее стоит жрец. Помогают ему Власть, Мудрость и Любовь, они ведут абсолютно все дела; решают вопросы мира и войны, контролируют рождаемость, ремесло и военное искусство, управляют научной сферой, школьным образованием и воспитанием, медициной, скотоводством и земледелием. Светская политическая власть переплетена с духовной, церковной властью. Религиозные воззрения горожан сливаются с философией природного мира.

Концепция всеобщего объединения людей всего мира в философии Кампанеллы занимает большое место. Папа должен возглавлять такой мир. Значимым становится Римский сенат, состоящий из представителей разных государств, он разрешает все спорные вопросы только лишь мирным путем.

Замечание 2

Воззрения Кампанеллы также являются утопичными.

Тем не менее в них есть множество положительных моментов. К примеру, философ предсказал огромную роль науки.

Теории Мора и Кампанеллы оказали положительное влияние на развитие европейского рационального мышления, на философию Просвещения. Знаменитые утописты 19 века Сен-Симон во Франции, Оуэн в Англии ссылались на них при разработке своих философских систем.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :