логико-спекулятивная, абстрактная философия также формирует соответствующее мировоззрение.
Милетская школа (Гераклит, Парменид, пифагорейцы, элеаты, атомисты)
Древнегреческая философия – это способ миропонимания, в котором интегрируется природа и человек, природа и боги. Основными проблемами натурфилософии являются: проблемы бытия, происхождения мира и природы, ее начал, определения природы человека через природу космоса, изучение проблем космической гармонии, которой должен соответствовать гармония человека. Для философии характерно переход от мифа к логосу, эстетическое, зрительное, чувственное восприятие мира, пантеизм (боги является обобщением соответствующих областей природы) Милетская школа считается самой древней в Греции. представители Фалес считал, что началом всего является вода, познания он сводит к единой основе - мудрого поиска и выбора
Анаксимандр - основа всего сущего -безкинечний, всеобъемлющий, безграничный начало «апейрон», люди произошли от рыб Анаксимен основа всего сущего воздуха, апейрон - свойство воздуха, душа – воздушное явление и поэтому способна к творчеству. Для этой школы характерно образный, даже на уровне мифа, описание мира людей, жизнь и смерти, мира богов. Космос они рассматривают не как модель вселенной, а как вечный и бессмертный человеческий мир. Гераклит – общим законом бытия, вселенной, наук является "ЛОГОС". Основой всего сущего является огонь. Гераклита считают основателем диалектики (учение о развитии) "Все течет, все меняется". Он заметил, что одновременно является отличная и противоположная стороны, развитие обуславливается существованием противоположностей. Парменид - (представитель элейской школы). Ввел в философию понятие бытия. Это то, что есть по миру чувственных вещей и это мнение. Бытие едино и неизменно, абсолютно не имеет разделения на объект и субъект, это совокупность совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Свет.
Бытие не возникает, его нельзя уничтожить, оно неподвижно, бесконечное в мире, не имеет пустоты. Бытия - как слой, не имеющий пространственных границ (в античности слой самая фигура). Бытия это не человеческая мысль, а Логос - космический Разум, непосредственно открывается человеку. Не человек открывает истину, а истина открывается человеку, значит человек получает знания в контакте с Разумом. Вводит понятие логического доказательства, но сам считает, что он не имеет решающего значения для познания, Истина открывается без операций человеческого разума. Решение проблемы бытия Парменидом позволило для метафизики, то есть размышлений о нематериальное.
Пифагорейцы. Пифагор первым превращает эмпирическую математику на теоретическую. Самой мудростью является число. Понятие космос является упорядоченным явлением, сущностью вещей количественные отношения.
Элеаты
(Ксенофан, Зенон, Ликис - последователи Пармениду) - считали, что все изменения в мире - иллюзорны, следовательно чувственный опыт в познание не верен, рассматривали проблему логического доказательства, противоречивый характер движения , идеалисти.Атомисты.
Их учение строится на основе учения элеатов, но в центре - вопрос о мироздании и трактовка человека и человеческого общества. Представители Левкип и Демокрит. Они допускают существование двух начал бытия й небытие. Бытие - бесконечное множество атомов, живое возникло из неживого за пределами природы без Творца и без разумной цели. Душа - это также совокупность атомов. Демокрит отрицает возможность использования мифологических образов природа основа человеческой жизни и цель познания. Демокрит также рассматривает вопрос, что такое бог, человек, государство, управление.
Философия софистов возникает в 5 ст. н. э. "Софистес" - знаток, мастер. Общее в их взглядах - отказ от религии, рационалистическое мира, явлений природы. Этический релятивизм. Для софистической школы характерно использование специальных приемов в споре. Представители: Протагор - основные причины вещей находятся в материи, "Человек есть мера всех вещей, существующих если существуют, и не существующих, если не существуют" Гиппий, Продик, Антифон (первые энциклопедисты, рассматривали вопросы гносеологии) Философия Сократа означала переход от натурфилософии к идеалистической философии , основным вопросом которой является душа человека, мораль, сознание, эстетика, отношение человека и общества. Для философии Сократа характерными является поиск формулировок общих понятий Красота, Добро, Благо (так называемый индуктивно-дефиниторний метод) метод майевтики (вопросы - ответы, с целью всестороннего обсуждения предмета, диалог) рационализм.
Центром учения Сократа является этический рационализм. Человек делает ошибки, зло по незнанию и для того чтобы не делать зло должно познать себя, свою цель в жизни, выбрать добро. Цель знания - знать как жить, а мир познать невозможно. Высшим критерием поведения является разум. Он находится в природе (гармония мира), в человеке (отношения души и тела), в обществе (законы). Бог Сократа существо, а категория, от бога идет истина, а к богу ведет душа, душа бессмертна, смерть - освобождение души. Итак, Сократ отстаивает объективность этических норм, устойчивость и обязательность космического порядка. Философия Сократа стала источником философии Платона и Аристотеля, стоицизма (ученик Антисфен), гедонизма (ученик Аристипп).
Для европейской культуры философия Сократа означает возвращение к человеку и его проблемам, определяет возможности духовного совершенствования человека, бессмертие души (христианство), рассмотрение взаимоотношений государства и человека. Философия Сковороды очень тесно связана с философией Сократа - методом философствования (диалог), попыткой жить своих мыслей, поиск настоящего счастья для человека ( "найти самого себя", познать свою природу) философия в понимании Сократа наблюдения за природой, а учение о том, как жить.
Поскольку жизнь - это искусство, то главном практическом вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как нахождение общего для целого ряда вещей. То есть знания - это понятие о предмете, которое достигается путем определения понятия. Для выяснения и определения Сократ пользовался методом, который получил название диалектического.
Диалектика – значительное достижение философии Сократа. Это деятельность учителя философии, который излагал свои учения только устно, в форме беседы или спора, особым, характерным для него способом. Именно этот метод подразумевают, говоря о диалектике Сократа. Это вопросы, которые ставил Сократ перед своим слушателем или собеседником и последующие ответы Сократа, обычно содержали его возражения и критику предложенного собеседником определения, а также дальнейшее уточнение или детализацию первоначальному вопросу.