В конце 20 века общество обратилось вновь, как и когда-то в средние века (длились с 5 по 15 века нашей эры) к религии. Религия – это форма веры, а вера – это система взглядов на мир. Следовательно, религию (как одну из существующих форм духовной культуры) можно приравнять к философскому познанию, в данном конкретном случае опирающемуся не на логико-рационалистические доказательства, а на убеждённость в предопределение жизни мира и судьбы человека. В этом, по сути, и состоит религиозный смысл философии.
Сегодня религиозная философия очень популярна во всём мире. И здесь речь идёт не только о широко распространённом на территории Российской Федерации православном христианстве, но и, в целом, о крайней популярности различных религиозных течений по всему миру. К таким течениям, например, относят и философию буддизма, и индуизм (т.е. религиозно-философские течения, возникшие на Древнем Востоке). Не случайно огромное количество людей увлекается различного рода духовными практиками и в современном мире (например, йогой).
Любопытно поразмышлять над таким интересом к религиозно-философским практикам в наши дни (21 век). Что стоит за этим? Почему огромное количество людей ощущает в себе столь сильную потребность в религии? Думается, объяснения можно привести следующие.
Проблеме религиозного смысла философии большое внимание уделял русский философ начала 20 века, которого звали Иван Александрович Ильин. С его точки зрения, философом является тот человек, учёный, который ставит для себя вопрос не о содержании конкретной истины (например, биологической или исторической), а это тот человек, который вообще ставит вопрос о том, что такое истина (безотносительно к какой-либо конкретной области человеческого знания).
И. А. Ильин говорил, что философия подразумевает по собой духовность и преображение истинной сущности подлинной жизни. Таким образом, философия недоступна тем, кто не чувствует разницы между реальностью и миром идей; тем, для кого жизнь приравнена исключительно к бытовому содержанию.
Философия же, по мысли А.И. Ильина, творится исключительно опытом; находящимся за границами чувств. Предмет подлинной философии состоит в вопросе о том, ради чего человеку стоит жить. Философ может быть таковым только приобщившись к религиозному знанию, то есть к особого рода духовности, которая может проявляться и в художественном творчестве (например, созерцание иконы). И только исключительно человек, который обращён к Богу и к созерцанию красоты, наполненной религиозным содержанием, и есть, по мысли И.А. Ильина, настоящий, подлинный философ. Таким образом, делает вывод И.А. Ильин, настоящая философия может быть только религиозной.
В 20 веке появилось новое философское направление, новая философская школа, которая получила название «философия экзистенциализма». Это течение было крайне популярно на протяжении всего 20 века, и оно остаётся одним из самых влиятельных философских течений даже в наши дни (21 век).
Как и следует из её названия, эта философия экзистенциализма сконцентрировалась на исследовании сущностных вопросов природы человека (с латинского языка слово «экзистенция» переводится как «сущность»). Крупнейшими философами-экзистенциалистами, размышлявшими над проблемами религиозного смысла философии, были:
Экзистенциалисты считали, что религия крайне важна для философии. Человек в своей деятельности постоянно стремится к познанию, он хочет вырваться за пределы физического, реального мира. И в этом ему помогает религия.
Философия пытается ответить на фундаментальные вопросы бытия, и религия тоже пытается на них ответить. Человек же стремиться вырваться за рамки обыденности, человек стремиться к непостижимому (к тому, что древнегреческий философ 5 века до нашей эры – Платон – называл «мир идей»).
Философия в современном мире, размышляли экзистенциалисты, должна подменить религию, потому что она по предмету исследования пересекается с религией. Религия, в какой бы форме, разновидности она не выступала стремиться приблизить своих адептов (верующих) к Богу. Так пусть, говорили философы-экзистенциалисты, мы переименуем идею Бога в идеи познания истины. И тогда получается такая ситуация, что противоречие между религиозным познанием и познанием философским как бы снимается само по себе. Получается, отмечали философы-экзистенциалисты, забавный, но тем не менее крайне значимый парадокс: любая религия философична, а любая философия – религиозна.