Какова сущность религиозной мысли? Если мы зададимся этим вопросом, то увидим, что ее философия связана с традиционалистическим и догматическим типом сознания.
Религиозной философией занимались как философы мировых религий (православие, католичество, ислам), так и мыслители других вероисповеданий. Например, Августин Блаженный и Фома Аквинский, положивший начало философии томизма.
Современная религиозная философия состоит из большого количества различных направлений, школ и систем, которые конкурируют между собой. В католических религиозных философских течениях наиболее влиятельные - это неотомизм, неоавгустинизм и тейярдизм; в протестантизме - это либеральная теология, «теология мертвого бога» и прочее; в православии - это «академическая философия», философия «нового религиозного сознания», «метафизика всеединства». В исламе, буддизме и прочих религиях также имеются свои философские направления.
Все религиозные течения философии можно считать идеалистическими. Основная их задача - доказать полезность, необходимость и значимость религии для человечества. Некоторые течения приравнивают себя к «нейтральным», то есть поднявшиеся над материализмом и идеализмом, преодолевшие их «ограниченность».
Некоторые представители школ религиозной философии (например, И. Бохенский), называют себя приверженцами «реалистической философии», суть которой - борьба с идеализмом. На самом же деле религиозная философия - это разновидность идеализма. Обращаясь к мистике, возрождая утратившее преимущество веры над разумом, оспаривая все научные достижения, религиозная философия выступает в роли противника материализма и атеизма.
Философия религии ведет борьбу за беспартийное, универсальное учение, пригодное для верующих разного социального положения и места в общественной жизни, как и всякий идеализм. Находясь в тесной связи с другими разновидностями идеализма, религиозная философия по-своему решает онтологические, гносеологические, космологические и прочие проблемы, дабы оправдать религию.
Исходя из этого, существуют ярко выраженные особенности данной философии:
Главная задача религиозной философии рассматривается как деятельность, подчиненная богословию, ибо вера выше разума, на чем основаны многие философские течения. А основной вопрос философии как особой науки - это проблема отношения мышления к бытию.
Религиозные философы ХХ века меняют ориентиры и ставят в центр философии этические, социальные проблемы и проблему человека. Основные проблемы современной религиозной философии стоит рассмотреть поближе:
В XX веке религиозную философию можно разделить на несколько направлений:
Стоит рассмотреть самые влиятельные и крупные философские движения.
Неотомизм - это официальное течение католичества и предшественник томизма. Томизм - это система, следующая учению Фомы Аквинского в вопросах теологии и философии. В узком понятии томизм - это взгляды, которых придерживаются томисты. Неотомизм - это томизм на современном этапе, сформировавшийся в конце XIX века.
Основной раздел неотомизма - это учение о бытии. Его предмет (бытие) понимается неоднозначно, так как неотомизм признает как сверхъестественный, так и материальный, вторичный по отношению к сверхъестественному, миры. Конкретного определения бытию неотомизм не дает.
Бытие - это "абсолютно первое понятие”, обладающее существованием. Поэтому бытие в неотомизме - это учение о свойствах явлений природы и бытии Бога.
Экзистенциализм развивается исключительно в сфере бытия. Основная его проблема - это определение экзистенции (существования) в общей структуре сущего.
Экзистенция - это нечто, соотносимое с трансценденцией (выходом человека за собственные пределы). Связь существования с трансценденцией непостижима для мышления, его конечность обнаруживается в процессе самого существования. Конечность в экзистенциализме - это смертность существования.
Экзистенциализм отвергает рассмотрение бытия как такового, как чего-то объективного. Бытие в экзистенциализме - это инструментальное поле или горизонт возможностей, в пределах которого существует человеческая свобода.
Философско-религиозная антропология представлена в творчестве Гельмута Плеснера, который стремится всесторонне охватить феномены человеческого существования.
Плеснер выдвигает методику выявления базисной структуры человека при помощи анализа феноменов его существования, а затем возвращается к феноменам с целью их обоснования на основе базисной структуры. Сам мыслитель не соотносит сущность человека с Богом, однако современные антропологи используют его теорию особой космической ситуации человека, по-своему интерпретируя характеристики человеческого бытия.
Творчество Гелена также оказало влияние на философско-религиозную антропологию. Гелен отказывается от выведения человека из животного царства, считая, что такие теории не антропобиологические, так как они не объясняют особого положения человека. Антрополог стремится к выявлению антропологических категорий, позволяющих постичь человека как психофизически нейтральное существо.