В IX-X веках философия христианского феодализма окончательно оформляется и начинает называться философией схоластики. Суть схоластической философии – обоснование, упорядочивание и защита идеологии церкви. Теоретические источники схоластики - это теология, философия Платона и часть философской школы Аристотеля.
В сложных жизненных условиях философская мысль жила и пробивала себе дорогу. Выражалось это в борьбе номинализма и реализма. Это спор имел ожесточенный характер и нес в своей основе серьезную проблему о природе общих понятий или «универсалий».
Реалист - это человек, который принимает существование реальности, не зависящей от субъекта.
Существует три возможных понимания реализма:
Реализм, в свою очередь, имеет несколько ответвлений или подвидов:
Оксфордская школа в конце XIII века сделалась оплотом, из которого и отправился в победное шествие по Европе номинализм. Францисканцы стали развиваться в среде точных наук и изучения природы. Именно поэтому они стали критиками как реализма, так и схоластики.
Роджер Бэкон утверждал, что судить о чем-то невозможно, если ты не знаешь математику. Не формальная логика, не опора на Писание, а только лишь эксперимент есть главный научный метод. Опыт намного ценнее любой логики.
Дунс Скот относится к умеренным номиналистам и считается последователем Аристотеля. Он критиковал взгляды Фомы Аквинского и утверждал, что есть лишь одна чистая форма и это Бог. Все остальное – это единство формы и материи.
Главное в Боге – это Его воля, значит воля ведущая и у человека. В философии Скота номинализм и реализм занимают практически одинаковое место.
Воля - это желание, которое выше любого Разума. Философ считал, что если бы Бог создавал мир, он создал бы совсем иную мораль.
Самый известный номиналист - это Уильям Оккам, изобретатель лупы и закона преломления света. По его воззрениям, Бога познать невозможно. Его существование - это только предмет веры. С универсалиями то же самое. Предмет познания - это исключительно реальные вещи, а метод – это опыт.
Номинализм в философии для Оккама – это единственно верное направление. Философ разделял идеи Скота, полагая, что Бог «не ограничен произволом». Творцу не нужны сущности и универсалии. Он может создать все что угодно и без них.
Бог творит без всяких идей, а общие понятие существуют только в наших умах. Универсалии созданы человеческим мозгом для удобства. Впоследствии, именно эта точка зрения стала общепризнанной.
Для реализма существует общее. Для Фомы Аквинского оно существует в Боге, в вещах и в мыслях людей. Слово обозначает общее. Средневековый реалист продолжает линию Платона. Номиналисты продолжают линию софистов. Сократ критиковал их за непонимание общего. Для номиналист общего не существует, а понятия - это имена, знаки и прочее.
Спор реализма и номинализма можно представить в понятиях сущности и существования. Существование для реалиста - это проявление сущности. Номиналисты же обходятся без сущности.
Реализм в средневековой философии – это учение, где истинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), тогда как вещи единичны и временны. Понятия - это идеи в божественном разуме, существовавшие до вещей. Познание в таком случае возможно только с помощью разума.
Для номинализма воля в приоритете над разумом. И понятия для номиналистов не существуют в божественном разуме. Для них Бог творит вещи по своей воле, а понятия возникают уже в познающей душе.
Фома Аквинский попытался преодолеть обе крайности. Философ возражал как номиналистам, утверждая, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, так и реалистам, доказывая, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия вторичны по отношению к общему в вещах.
Фома Аквинский выделил четыре уровня бытия в зависимости от того, каким образом творящее начало реализуется в вещах:
Философ не противопоставляет разум и волю. Разум – это высшая человеческая способность, воля – это способность разума различать добро и зло. Душа человека бессмертна, это самое благородное в природе, сотворенной Богом.
Фома обращался как чувствам и интуиции, так и к рассудку и здравому смыслу. Источник познания для него - это не причастность к божественным идеям, но опыт, который обрабатывается разумом.
Схоластика характеризует особое внимание к данным проблемам. Схоластика – это тип средневековой философии, задачей которой было рациональное обоснование религиозной догмы. В понятиях средневековой схоластики всякое знание имеет два уровня:
Спор реалистов и номиналистов тянется и по сей день. Бесспорно одно: каждая из этих сторон права в определенном отношении.