Под психофизической проблемой в философии понимают проблему соотношения физического и психического вообще, а также в более узком смысле вопрос о взаимодействии психических и физиологических процессов.
Соотношение психических и нервных процессов является предметом психофизиологии.
Для времен глубокой древности характерно понимание человека как целостного существа, без разграничения телесности и духовности.
Первобытный пансоматизм — для древнейших людей не существовало разграничения на душу и тело, поэтому возникают традиции жертвоприношения и каннибализм, где тело считается особой культурно-психологической ценностью.
Вопрос как взаимодействуют душа и тело возникает в античности. Уже в древнегреческой натурфилософии зарождается мысль о зависимости душевных проявлений от телесного состояния и внешней природы.
Калокагатия — этическое представление об идеале человека в античности, который сочетает в себе идеальную психическую, нравственную, и телесную сторону.
Известный философ и исследователь античности А.Ф.Лосев говорил о калокагатии следующее:
«Это составное этически-эстетическое понятие — своего рода кентавр. И так же как представление о коне-человеке могло существовать во времена мифологической древности, точно так же и понятие «прекрасно-доброго» могло иметь значение только для эпохи, в которой этическое и эстетическое сознание было, по сути дела, синкретичным, единым».
В эпоху средневековья происходит четкое разграничение души и тела, а иногда и их противопоставление. В некоторых учениях телесность рассматривается негативно, подвергается увещеваниям.
В XVII веке, в Новое время, вопрос о соотношении души и тела становится философской проблемой в трудах французского мыслителя, рационалиста, Рене Декарта. Философ считал, что явления психики не могут быть тождественны физиологии человека, а также психические явления не могут прямо выводиться из телесных процессов.
Рене Декарт является автором теории о разделении всего сущего на две основные субстанции:
Проблема психофизической связи объяснялась Р.Декартом существующим параллелизмом между явлениями психики и физиологии. Так тело путем получения информации извне в виде ощущений и восприятия оказывает воздействие на душу. Но и психика имеет способность влияния на тело через волю и мышление. Подобный подход к вопросу о взаимодействии психики и физиологии заложил основу для теории, получившей название о психофизиологическом взаимодействии.
Теория о психофизиологическом параллелизме — концепция, выработанная философами (Спинозой, Лейбницем, Шеллингом, Вундтом и др), считающими, что процессы физические и психические находятся в строгом соотношении друг с другом в материальном содержании и во времени, но не имеют никаких взаимодействий между собой.
Готфрид Лейбниц стремился опровергнуть теорию взаимодействия психики и физиологии, выдвинутую Р.Декартом. Он считал, что телесное и духовное существуют по различным законам и друг на друга не оказывают никакого влияния. Но могут взаимодействовать.
Б.Спиноза считал вовсе, что не существует двух отдельных субстанций (психических и физических явлений), а существует единая природа — Бог, имеющая определенные свойства — атрибуты. Сознание и тело Спиноза рассматривает как атрибуты природы.
Психофизиологическая идентичность — концепция, согласно которой психическое и физиологическое тождественны. «Мозг вырабатывает мысль, как печень желчь».
В XX веке попытки решить психофизиологическую проблему продолжаются. Вульгарные материалисты — Л.Бюхнер, К.Фогт, Я.Молешотт - выдвигают идею о существовании материалистической связи между мозгом и мыслью, мозг вырабатывает мысли, как печень вырабатывает желчь и характер человеческих мыслей зависит от потребляемой пищи.
В целом для XX века характерен редукционизм — сведение сложнейших психических процессов к материалистическим проявлениям. Так И.П. Павлов и другие ученые, последователи бихевиоризма, рассматривали психику как набор рефлексов.
Виды редукционизма:
Современный исследователь Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает рассматривать психическое и физическое как две стороны одного процесса. Такое решение позволяет посмотреть на различные проблемы под новым углом, например, жесты и мимика — проявление телесного — могут многое сказать о психическом состоянии человека.
Ученые занимаются проблемой изучения движения и связи его с психикой. Моторика человека связана с психическими процессами, поэтому в определенной степени движение есть психика.
Почерк, по мнению И.Ф. Моргенштерна, также проявляет связь психики с мышлением. В какой-то степени почерк и характер могут рассматриваться как тождественные, потому что он отражает энергетические возможности человека, фиксируя напряжения и расслабления.
В XX веке становится возможным исследовать человеческий мозг при помощи создания искусственного интеллекта. Философия, что для нее редкость, стала сопричастной к области научных экспериментов.