Этика в переводе с греческого означает «нрав, обычай». Изначально под словом «этос» понимали свод правил определенного сообщества или место совместного жилища, в целом же под этикой понимали все те нормы и установки, которые бы сплачивали людей для совместного проживания. Далее, с развитием общества, это понятие обогащается дополнительными значениями: разграничение добра и зла, попытки понимания смысла жизни, альтруизма, сочувствия.
Далее развиваясь, этическое учение берет на себя роль морального совершенствования социальных институтов и обогащается такими понятиями как справедливость, милосердие, солидарность и т. д.
Этика — это знание о морали, дисциплина философского характера, занимающаяся изучением вопросов морали (происхождение, функции и т. д.) и нравственности. Также под этикой понимают элемент нравственного сознания.
Исследователи этики являются моралистами, стремящиеся помочь людям освоить новый тип морального сознания. К известным этикам относятся Сократ, Диоген, Лев Толстой, А. Швейцер и многие другие.
Этика, как знание о морали, разрабатывает совокупность этических ценностей, помогает человеку определить и разграничить порой сложные вопросы о границах добра и зла, свободы и вседозволенности и т. д. Философ Н. Гартман подразделяет все ценности на первичные, или исходные, и вторичные.
В основе всех ценностей, по Н. Гартману, лежат Благо и примыкающие к Благу ценности благородства, полноты и чистоты.
Н. Гартман также выделяет вторичные, или частные, ценности-добродетели:
Любовь к дальнему - понятие, разработанное в этике, а также это понятие восходит к философии Ницше в его труде "Так говорил Заратустра". Любовь к дальнему предполагает любовь к кому-то далекому, идеалу, который смог бы возвысить человечество на более высокий уровень, любовь к дальнему основана на величии морального мужества и щедрости души.
Большой вклад в развитие этики внесли софисты в V веке до н.э. Ими было замечено, что законы гармоничного существования общества существенно отличаются от законов природы. В основе законов природы лежит один основной принцип: природная необходимость. В то время как законы общества определяются многообразными принципами и склонны меняться.
Впервые термин «этика» употребляет Аристотель. Он понимает под этикой область практической философии, потому что этика призвана ответить на вопрос «Что мы должны делать?». Смыслом существования человека Аристотель видел счастье, при этом счастье философ видел в возможности самореализации. Человек должен стремиться к своему счастью, избегая крайностей, придерживаясь принципа золотой середины.
Этика строится не на принципах, поэтому она не может быть точной наукой, а на опыте общественной жизни.
«Золотое правило этики» - «не делай другим того, чего не желаешь себе». Оно существовало издревле в разных культурах. Так подобную идею мы находим у Конфуция, Мишне.
«Принцип благоговения перед жизнью» - основывается на этике ненасилия Льва Толстого и. Махатмы Ганди. Этот термин выдвинут Альбертом Швейцером.
Унификация терминологии, которую требует любая научная дисциплина, в этике порождает ряд трудностей. Этическая наука строится на таких понятиях как мораль и нравственность, которые сложны в определениях, зачастую в них превалирует субъективизм или религиозная сторона.
Для этики характерно бинарное построение понятий: добро и зло, добродетель и порок, должное и сущее.
Гетеромная этика — мораль имеет свое отношение к Богу, и порождена не человеком, а внешними силами.
Религиозная этика — мораль является авторитарной. Бог является абсолютным Благом, определившим заповеди, по которым должен жить человек.
Автономная этика — человек сам определяет себе ценности.
Контекстуальная этика — принятие того или иного решения человеком определено условиями, а не общими принципами.
В зависимости от целей субъекта этика может подразделяться на:
Современность привела с одной стороны к сомнению о существовании общепринятых ценностей — нигилизму, а с другой стороны понятие «добро» стало применяться в области научных экспериментов и взаимоотношениях с природой.
Нигилизм — философский взгляд на вопросы этики, подвергающая сомнению возможность существования общечеловеческих норм и правил.
Биоцентрическая этика — концепция, основная идея которой в распространении сферы этики за границы человеческого сообщества — на защиту окружающей среды и животных.
Биоэтика — учение о нравственном поведении в области медицины и биологии. Актуальность биоэтики растет с появлением таких проблем как эвтаназия, пересадка органов, аборт, пересадка органов, клонирование, клинические испытания и пр.
Кроме того феминизм привел к тому, что этические представления о добродетели стали формироваться на оппозиции мужественности и женственности.
В эпоху постнеклассической культуры происходит дальнейшая критика возможности создания нейтральной и универсальной этики. Это обусловлено тем, что культура постмодерна утверждает идеи плюрализма и отказывается от выдвижения аксиологических приоритетов.