В жизни человека и философии творчество является особенным видом постижения действительности. Путем творчества человек обретает духовность, ощущая эйфорию, духовное наслаждение, катарсис, но главное достижение в творчестве — это ощущение своей сопричастности к бытию, Универсуму, к всеобъемлющим духовно-материальным основам. Верующие люди в этом случае испытывают свою нераздельность от Бога.
Близкое понятие к творчеству - эстетика. Проблема определения понятия эстетики существует уже несколько веков. Различия в философских течениях распространяются и на определение роли эстетики.
Эстетика имеет большую роль в определении философии искусства. С греческого эстетика переводится как «чувствовать» или «воспринимаемый чувственным путем». Эстетика предполагает отношение человека к окружающему миру как отношение Творца. Таким образом эстетика — основа философии искусства, и вместе с тем, раздел философии, основным предметом которого является специфика постижения реальности через творческий акт.
Другая дисциплина, которая занимается исследованием проблемы творчества - эвристика.
Эвристика — это специальная дисциплина, изучающая творчество. Эвристика зарождается в Древней Греции, и автором этой дисциплины является Сократ. Он при помощи своих известных диалогов наталкивал своих учеников прийти к верному решению той или иной задачи.
До середины XIX века представления об эвристики сводились к методу проб и ошибок. До этого времени эвристика существовала как элемент системы логического знания. Далее эвристика будет тесно связана с психологией творчества и физиологией мозга. На сегодняшний день связь эвристики с психологией творчества только возросла. Психология творчества изучает, как человек принимает то или иное решение в условиях наличия малого количества информации.
В рамках психологии творчества сформировалась теория о том, что человек принимает решения определенным образом, который зависит от трех факторов:
Формулируется понятие «эвристики доступности».
Эвристика доступности - оценка реальности возникновения ситуации или явления на основе легкости приведения примеров для подтверждения.
Эвристические методы призваны подтолкнуть человека к творческому решению вопросов. К эвристическим методам относят: метод мозгового штурма, разработанный американским психологом А. Осборном, метод синектики, метод инверсии, метод многомерных матриц.
Творчество — это вид человеческой деятельности. Результатом которой будет качественно новое в сфере духовной жизни и материального мира. С творческим процессом связывают такие понятия как фантазия, интуиция, одаренность, научное открытие, произведение искусства.
В античное время в творчестве видели возможность человека спорить с богами. Так согласно Платону в творческом процессе человек становится богоправным, он творит в экстазе. В средневековье творческий акт связывали с творением мира Богом. В средневековой религии творческие возможности человека не рассматривались. Творческий акт проявляется в соблюдении человеком заповедей Бога. В Новое время творчество отождествлялось с научными открытиями.
В XIX веке ученые задавались вопросами, связанными с природой творчества:
В философии этими вопросами занимались немецкие философы классического и неклассического периодов И.Кант, Гете, Г.В.Ф.Гегель, Шопенгауэр, а также Ницше, Бергсон, Ламбрузо, в области психоанализа З.Фрейд, Фромм.
И.Кант формулирует следующую мысль в том, что талант творит в рамках заданной традиции, а гений создает эти традиции.
В XX столетии актуальным становится психоанализ творческой деятельности (Роджерс, Маслоу, Юнг). Формируются следующие определения понятия творчества:
Искусство является специфической деятельностью, содержащей в себе духовную и практическую составляющую деятельности человека, которая направлена на претворение художественных идей в жизнь.
При исследовании творчества следует понимать специфику этой деятельности. Невозможно дать четкое определение или произвести четкий анализ творчества, иначе проблема творческой деятельности и сам феномен творчества окажется искаженным.
Как было показано выше, в науке корни зарождения творческой деятельности зарождаются в антропосоциогенезе. В широком смысле слова творчество отражает всю деятельность человека на протяжении всей истории человечества, творчество отражает разновидности этой деятельности во всем ее богатстве и разнообразии. Поэтому следует рассматривать историю творчества близко с историей культуры,
Согласно нейро-философскому подходу творчество не существует право-левополушарной ассиметрии, которая бы стояла на пути исследования творческих способностей человека. В нейрофилософии изучаются не определенные участки мозга, которые отвечают за творческую деятельность, а когнитивный процесс в целом. Например, музыка в нейрофилософии рассматривается как способ кодирования мира, с особой семантикой. Это определенное видение мира через звуки. Для творческих актов человеку необходимо отказаться от когнитивного контроля и перестать бояться допустить ошибку.