Одним из синонимов религии является вера, однако само понятие «вера» является более многозначным. Само это слово восходит к латинскому veritas - истина, ибо то, во что мы верим, означает для нас истину. В зависимости от того, с какой вещью или явлением мы сопоставляем веру, меняется и контекст самого понятия. Одно дело, верить прибору и его показаниям, другое - верить в идею или своему опыту.
Вера - принятие чего-либо за истинное, без подтверждения его истинности со стороны разума и чувств.
Наиболее часто термин «вера» применяется по отношению к религии. Вера подразумевает особую мировоззренческую позицию, основанную на религиозном учении, а также психологическую установку. Это ведет к ряду следствий:
Из многозначности понятия веры выделяется несколько ее видов. В частности, выделяют две разновидности веры, слова для определения которых из английского языка:
Понятие faith-вера обозначает существование особого духовного знания, которое включает в себя просветление, что дает мудрость и прозрение. В результате этого снимается противоречие между внешним и внутренним миром, достигается внутренняя гармония, индивидуальное сознание достигает слияния с макрокосмом, что выражается понятием самадхи в буддизме. Такое состояние может развиться внезапно, как вспышка или молния, когда в один момент человеку становится доступны для понимания все сокровенные смыслы бытия.
Belief-вера не является знанием, она представляет всего лишь один из этапов ее достижения. На этой стадии человек противопоставляет себя миру, определяя себя как субъект, а мир - как объект. Belief-вера может выражаться в теоретической вере в то, что «что-то существует». Она ориентирована прежде всего на материальный мир, а также на свой чувственный и рациональный опыт.
Юм определял веру как «чувство, который каждый должен испытывать в своей собственной груди». Он полагал, что вера означает принятие каких-либо идей, без достаточного их обоснования, приведения убедительных доказательств. Идеи веры воспринимаются человеком умом, чем они отличаются от вымыслов воображения, однако придаем им огромное количество силы и влияния, в результате чего они способны становится руководящими принципами наших действий.
Вера часто определяется как слепая и незнающая, в то время как религиозные философы и теологи определяют веру как высшее знание. Знание, исходя из этимологии слова, определяется как проникновение в мир сущего, вхождение внутрь, определение подлинной реальности вещей. С точки зрения различных философских позиций, человек может обладать лишь косвенным знанием или, напротив, приобретать прямое знание, «соприкасаясь с подлинным бытием». С точки зрения некоторых философов, именно вера помогает приобрети истинное знание, давая человеку «духовный свет».
С точки зрения Гегеля процесс познания любой вещи начинается с чувственного различения себя и предмета познания. Однако познать внешние свойства предмета мало, необходимо обрести его понимание, т.е. установить связь между этим предметом или его звеньями с каким-либо явлением или другим наличным бытием. Для процесса понимания необходим синтез чувственных и мыслительных определений, что ведет к установлению истины. В итоге формируется идеальный образ предмета, знание приобретает абсолютную форму, оторванную от чувственного содержания.
Поппер писал о существовании трех миров:
Последний мир постигаем человеком только с помощью интуиции, с помощью особых практик, в результате чего многие его положения приходится брать на веру. Исходные данные интуиции могут послужить основой для теории, которую потом будет доказывать мышление и проверять опыт.
Каждая вера имеет свой предмет, что отличает ее от другой веры, противостоит таким явлениям, как нигилизм, скептицизм, неверие и др. В качестве предмета веры могут рассматриваться разные явления. Определяя предмет веры в целом, можно говорить о бытие как некой целостности, то что может быть в бесконечном непознанном мире. Каждая вера выбирает свой угол зрения, под которым она взирает на бытие и определяет его специфику.
Философы по-разному определяли взаимоотношение философии и веры, а точнее, религии. Бэкон считал, что через религию открывается воля Бога, а философия помогает в этом. Гегель полагал, что философия представляет собой осознание религии, но был убежден, что нельзя доверять той философии, которая аморальна и нерелигиозна. Франкл считал, что предметом любой философии является Бог, соответственно цель философии - Богопознание. Однако вера в философии приобретает свою специфику. В ней философ выводит себя, а точнее, свою мышление, из-под власти религиозных догм. Вера философа не имеет того налета святости, которая есть у религиозного верующего.
Если религиозная вера требует безусловного принятия и признания истинности, то философская вера все стремится подвергнуть сомнению. Философ испытывает неверие как форму решительного внутреннего неприятия чего-либо без достаточных оснований. Сомнения нередко приводят философа к отрицанию всего, вплоть до основ мироздания и своего существования. В то время как сомнения верующего сопряжены чаще всего с тем, правильно ли он понимает Бога, следует ли он его заветам и т. д.