Бытие - философская категория, означающая существование наличных явлений и предметов, самих по себе и как данность в сознании, и выражающая их содержательный аспект.
В широком смысле бытие можно выразить словом «существование» или «сущее». Ему противостоит понятие «небытие», которая выражает конечность всех вещей, их ограниченность в пространстве. Осмыслить одно понятие без другого невозможно. Вопросом бытия занимается такое направление в философии, как онтология.
Онтология - раздел философии, который занимается изучением фундаментальных вопросов бытия.
Можно выделить несколько периодов в трактовке бытия:
В античности проблема бытия развивается в учении элеатов. Парменидом были сформулированы основные положения концепции бытия, которые легли в основу европейской философской мысли. Он заключил, что бытие представляет собой полноту всех качеств, оно вечное и неизменное единство. Это было одной из первых попыток человека найти универсальный принцип организации окружающего мира, который проходит проверку мышлением, а не опытом.
Софисты критиковали понятие бытие как пустое, а натурфилософы - как противостоящее научному сознанию. С точки зрения Платона бытие представляет собой совокупность «идей», т.е. форм или сущностей, в которых отражается все многообразие мира.
Аристотель исходил из суждения «оно есть». У него бытие не является родовым понятием, а есть всеобщий предикат, относящийся ко всему сущему. Он признавал как материальную форму бытия, так и нематериальную(бога). Он разделил бытие на единичное, которое есть теперь, здесь, оно чувственно воспринимаемо, и общее, что существует в любом месте, в любое время, находит свое выражение через единичное.
В период средневековья господствовала христианская идея бытия, согласно которой бытие есть Бог, мир сотворен им и без бога ничего из себя не представляет. Отход от этой точки зрения начинается в эпоху Возрождения. В идеях философов этого периода бытие рассматривается как то, что противостоит человеку, что осваивается им в процессе деятельности. Это означает, что бытие предстает как объект, существующий в реальности, которая действует на основе автоматически действующих законов.
Кант рассматривал бытие в отрыве от вещественной характеристики. Для него бытие выступает как связка между суждениями. В его учении существует вещи «сами по себе» и «вещи в себе». И хотя вещи воздействуют на наши органы чувств, но они не способны установить, что скрывается в «вещи по себе», это непознаваемый пласт бытия.
Шиллинг видел бытие как неразвитый дремлющий разум. Ничего не существует вне мира человека и его сознания. Человек ограничен в своем познании нашей собственной свободой деятельности.
Гегель рассматривал бытие как первую ступень на подступах к абсолютному духу, переход от абстрактного к конкретному. В философии Хайдеггера тема бытия была главной. Он считал, что предшествовавшая философия отклонилась от постижения истинного бытия, поставив в центр изучения то или иное «сущее» - какую-то определенную конкретность. С точки зрения самого Хайдеггера бытие представляет собой нетеоретическое событие в мире сущего, часть универсума, которое позволяет человеку с помощью сознания или действия обрести свою подлинность.
Познание бытия возможно через идею разрушения, при помощи которого можно проследить связи между различными элементами. После разрушения чего-либо, становится понятно, что он представляет собой продукт разнообразных внутренних связей. Все вещи образуют связи внутри и между собой. Совокупность этих связей можно представить как мировой порядок, который скорее организован, а не находится в состоянии хаоса.
Природа бытия выражается через свою первооснову - субстанцию. С точки зрения первого подхода для определения субстанции необходимо отталкиваться от соотношения понятий бытия и сознания. Это предполагает выделение двух основных подходов к проблеме субстанции:
Идеалисты полагают, что существует идеальная реальность, которая выступает как источник мирового порядка. По своей природе ее можно сравнить с человеческим сознанием, ее так же трактуют как абсолютный дух или мировой разум, космос и т.д. Существование идеальной реальности выступает как гарант упорядоченности внешнего мира, наличия в нем смысла, его многообразия и устойчивости.
Материалисты отрицают существование идеальной реальности. Для них существует только наличный вещный мир, только материя. Материя сама способна себя организовывать, преображаясь в те или иные формы. Материи присуще свойство движения. Таким образом она и выступает в роли первичной субстанции.
Модус - философская категория, обозначающая свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях, зависящее от воздействия на него окружения и тех связей, в которых он состоит.
Модуст противопоставляется атрибуту, т.е. неизменному свойству предмета. Бытие может быть представлено в следующих модусах:
Бытие в себе представляет собой тот пласт реальности, который скрыт от субъекта. Это чистый потенциал, заключенный в пассивную форму, но которая может проявляться в когнитивной или предметной деятельности.
Бытие для себя выражает представляет собой самодостаточную плоскость бытия, которая подчинена естественным законам и связям.
Примером бытия для другого может выступать вступление в процесс взаимодействия, когда определенная вещь становится объектом, независимо от субъекта.
С точки зрения философии, бытие и мир науки не совпадают. Наука предельно рационализирована, что не сходится с миром реальным. То, что невозможно в науке, может произойти в жизни. Тем самым наука оказывается беднее социальной действительности. Бытие осваивается с помощью наличия здравого смысла.