Проблема сознания в истории философии


Проблема сознания в истории философии

Представления о сознании в эпоху античности и средневековья

Определение 1

Сознание – это внутренний план человека, нематериальное пространство существования мыслей, эмоций, психологических процессов и состояний, которые скрыты от внешнего наблюдения и проявляются опосредовано.

Проблема сознания является одной из извечных проблем философии, поскольку тесно связана как с проблемами бытия – сознание является формой и отображением индивидуального бытия человека, так и с проблемами познания, т.к. сознание представляет собой носитель субъекта познания и человеческого разума – мышления.

Вопросы сознания интересовали философов еще со древнейших времен и активно разрабатывались в античной и средневековой философии. В данные периоды сознание ассоциировалось с душой, уже тогда были заложены основные тенденции ее исследования:

  • материалистическая
  • идеалистическая

Материалистическая позиция (Демокрит, Сократ, Аристотель) предполагала представление души как субстанции, т.е. тончайшего материального объекта, существование которого связывалось с дыханием – после смерти дыхание останавливается и мертвый человек как бы «выдыхает» душу, то с кровью – как носителем мельчайших элементов души, большая кровопотеря приводит к «вытеканию» души – потере сознания, смерти.

В материализме признавалась смертность души, зависимость ее содержания от особенностей жизни человека, познание же раскрывалось в рамках сенсуализма. Демокрит создал полностью материалистическую концепцию познания предполагая, что от объектов окружающего мира отрываются тончайшие пленки – эйдосы, которые и воспринимаются органами чувств, в частности зрением, давая нам информацию о них.

Идеалистическая позиция представлена Платоном и мыслителями средневековья. Платон исходил из предпосылки, что мир имеет двойственную природу – существует идеальный мир идей и мир материй, который вторичен по отношению к нему, является его грубым воплощением. Душа, с точки зрения Платона – это идея, которая попала в материальное человеческое тело, в следствии чего частично лишилась своих прежних знаний и связи с миром идей.

Душа идеальна, а потому бессмертна, она сохраняет память о прошлых перерождениях и обладает знаниями о всех предметах мира, точнее о идеях этих предметов, от которых происходят сами предметы. Познание, с точки зрения Платона, рационально и заключается в припоминании – т.е. воспроизведении той информации, что уже содержится в душе, чему способствует отвлеченное от чувственных переживаний философствование.

Замечание 1

Идеи Платона в наибольшей степени соответствовали христианскому пониманию уши и тела, в следствии чего идеалистическое мировоззрение стало доминирующим на многие века, и не утратило своего значения даже после переосмысления религиозной философии мыслителями возрождения и нового времени.

В средневековье предполагалось трехчастное строение человека:

  • бессмертная душа, как воплощение божественного начала
  • тело, «греховный сосуд»
  • разум – «подарок дьявола», который тщится превзойти божественную природу души.

В связи с этим любое познание считалось вредным и опасным, а лиц, практикующих как науку, так и философию вне одобренной церковью деятельности приговаривали к различным наказаниям.

Проблема сознания в Новое время

Высвобождение философской мысли из-под религиозного гнета в эпоху Возрождения, вновь обострило дискуссию и полемику вокруг проблемы души, которая теперь уже плавно перетекла в собственно категорию познания.

Представителями идеалистического направления можно назвать Декарта, Лейбница, Спинозу. В своих системах они по-прежнему признавали в качестве абсолютной субстанции бога, в то время как сознание являлось либо его отражением, либо продуктом, как более частной субстанции. И все основной деятельностью и предназначением сознания признается познание, рациональная, мыслительная деятельность. Познание окружающего мира и себя, способствует приближению человека к богу с точки зрения идеалистов.

Декарт в своей концепции формирует понимание сознание как активного, деятельного начала –субъекта познания, которое направляет свою деятельность на отдельные стороны бытия, признаваемые в качестве объекта. Однако основным источником знаний остается само сознание, истинные знания признаются врожденными, хотя и скрытыми для разума человека. Мыслительная деятельность способна их открыть вновь.

Материалистическая концепция развивается в рамках сенсуализма Локка, Бекона, Гоббса. Хотя сознание признается нематериальным субстратом, оно имеет не идеальную, божественную природу, а зависит от конкретных, материальных, биологических и социальных особенностей и условий развития личности. Сознание – это чистый лист на котором жизнь пишет свою историю.

Сенсуалисты отрицают существование врожденных идей, а примат в познании отдают чувственным переживаниям и опыту, которые проходя через рационалистическое обобщение и анализ, порождают абстрактные идеи, понятия, знания.

Проблема сознания в восточной философии

В философии востока проблема сознания также решается хотя и несколько иным способом. Характерной чертой является не противопоставление сознания и тела, человека и природы, а их понимание через единство, гармонию, цельность существования.

В индийской философии наиболее подробно вопросы сознания рассматриваются в рамках йоги и санкхьи. Санкхья признает существование двух субстанций – пракрити, первичного субстрата, материальной основы мира, и пурушу, т.е. Я, сознания. Парадоксальным с точки зрения европейской является тот факт, что пурушу, т.е. сознание признается пассивным началом, которое, однако придает форму движущейся материи-пракрити.

В системе йоги центральной проблемой является отношения тела и души/сознания. И тело, и душа признаются частями единого целого – человека, а также главными средствами к его совершенствованию, обретению гармонии с миром и достижении состояния единства с космическим духом.

Центральной задачей человека является установления контроля как над проявлениями собственного тела, посредством асан – поз, так и над проявлениями собственного сознания, через медитацию. Человек должен научится очищать сознание от насущных мыслей, тревог и желаний, дабы воспарить над ними и погрузиться в глубины собственного Я. Через совместную практику асан и медитации он способен обрести просветления и достигнуть уровня бодисатвы, для которого возможно преодоление естественных для человека пределов управления телом и духом.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :