Понимание того факта, что человек живет всего лишь один раз, а смерть всё равно, рано или поздно, неизбежна, чётко ставит перед каждым философскую проблему смысла жизни. Эта проблема важна для каждого, без исключения, человека.
Современные философы считают, что проблема смысла жизни зависит от различные составляющих, равно как объективных, так и субъективных.
В древней греко-римской философии представлены разнообразные способы решения проблемы смысла жизни и смерти:
Столь же широкое многообразие взглядов характерно и для других этапов истории западноевропейской философии:
Философия изучает смерть с позиции понимания смысла смерти как последнего этапа земной человеческой жизни. Бесспорно, что грядущая смерть способна явиться мощным толчком для осознания и переоценке конкретным человеком прожитой жизни.
В этой связи, древние египтяне считали земное существование исключительно подготовкой к последующему загробному существованию. А древние японцы полагали, что человек и после своей смерти всё равно продолжает жить в памяти своих близких. Такие восточные религии, как буддизм и зороастризм воплотили в себе трагическое восприятие смерти.
Великий древнегреческий философ 5 века до нашей эры – Платон – понимал человека, как состоящего из двух частей:
Смерть, с точки зрения Платона, является процессом отхождения души человека от тела человека. Более того, Платон воспринимал тело как тюрьму для бессмертной души. Тело, считает Платон, после смерти уничтожается, потому что оно тленно. Душа же не подвержена тлению. Идеи Платона о смерти в дальнейшем были восприняты христианской религией.
Другое понимание проблемы смерти определяет философию Эпикура и стоиков. Философы-стоики хотели научиться преодолевать страх смерти, и поэтому они говорили о естественности смерти, потому что «всё кончается». Они говорили так: «Смерть не страшна, потому что если мы живы, то ее еще нет, а если она уже наступила, то нас уже нет». Иными словами, эти философы утверждали, что проблема смерти определяется исключительно сознанием человека и его оценкой окружающей реальности. Таким образом, делался вывод: нет сознания (наступила физическая смерть), значит, нет и проблемы смерти.
В христианском мировоззрении проблема смерть представлена как наказание первым людям – Адаму и Еве – за совершенный ими грех вкушения плода от дерева познания добра и зла. Отсюда в христианстве смерть определяется как нечто недоступное человеческому разуму, противоречащее духовной природе человека. Сама идея преодоления смерти (спасения) через искупление грехов является доминантной для всего христианского мировидения.
Вопрос о смерти решался и в западной философии нового времени. Великий голландского философ 17 века – Бенедикт Спиноза –полагал, что человек слишком мало думает о смерти. И это хорошо, счиал Б.Спиноза, потому что мудрость как раз и состоит в том, чтобы думать, прежде всего, о жизни, а не о смерти.
Проблема смерти стоит в центре получившей широкое распространение и влияние в 20 века философии экзистенциализма в лице, прежде всего, Жан-Поля Сартра, Альберта Камю, Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса. Все эти философы говорят о жизни как о дороге к смерти. С их точки зрения, проблема смерти становится особенно значимой, когда какой-либо конкретный человек оказывается в крайних ситуациях своей жизни.
В таких ситуациях перед человеком стоит дилемма: либо идти к смерти (через самоубийство), либо идти против неё, проявив стремление к жизни. Сама угроза смерти, с точки зрения экзистенциалистов, крайне важна, потому что она заставляет человека поставить в центр своего мировоззрения проблему смысла прожитой жизни. Человек, говорят философы-экзистенциалисты, способен перед лицом смерти получить осознание смысла жизни, освободившись, таким образом, от гнёта ложных стремлений и жизненных установок.