Проблема смерти - одна из основных в философии. Анализируя всевозможные концепции смерти и бессмертия человека, можно разделить их на две большие группы:
Многие авторы подчеркивают связь смысла смерти со смыслом человеческой жизни. Согласно представлениям одних авторов, человеческая жизнь обесценивается перед лицом смерти. При такой установке в качестве основной рекомендации звучит мысль о том, что надо жить с теми, с кем нам бы хотелось умирать. С такой позиции смерть приобретает не меньшее значение, чем сама жизнь. Единственное, что остается человеку - это иметь мужество пройти свой путь до конца. Возможный выход предусмотрен лишь для верующих, для которых имеется идея о послесмертном существовании. Бессмертие связано с загробной жизнью, реинкарнацией и т.д., но речь здесь ведется уже не о бессмертии тела, а о бессмертии души.
В качестве научно-оптимистической точки зрения на природу смерти человека предстает теория практического бессмертия, начало которой было положен еще в трудах К. Э. Циолковского, а позже продолжено Г. Д. Бердышевым, Н. Н. Исаевым, И. В. Вишевым. С точки зрения Вишева проблема может решиться за счет радикального увеличения продолжительности индивидуального бытия. Необходимо достичь такого уровня оказания помощи организму, при котором человек сумел бы выйти за свои биологические видовые рамки при сохранении оптимальных характеристик его жизнедеятельности, характерных для периода молодости. Тогда становится возможным достижение личного бессмертия, но не без исключения фактора случайной смерти в случае действия социальных или других внешних детерминант. То, что в начале было достигнуто за счет сознательного применения искусственных средств, через механизмы наследственности может перейти к другим поколениям, тем самым перейдя в естественный процесс, в итоге устраняя фатальную неизбежность смерти.
Жизнь вызывает обычно положительные эмоции, в то время как смерть - отрицательные. Человек чаще всего боится смерти, однако на деле выясняется, что боится он больше неизвестности после смерти. Именно это противопоставление делает жизнь и смерть антагонистами. Именно эти идеи содержатся в корне представлений о бессмысленности жизни перед лицом смерти, а также в обывательских теориях «живи здесь и сейчас» или «попробуй от жизни все».
Однако жизнь и смерть едины, представляя начало и конец одного процесса. Жизнь также распадается на несколько этапов, прежде всего возрастных, но их окончание не вызывает у человека таких негативных эмоций. А ведь по сути, каждая прожитая минута представляет маленькую смерть. Уже не вернуть утраченного времени, однако этот тезис человек понимает только перед лицом конца. Сенека писал, что человек видит впереди лишь смерть, не понимая, что большая ее часть ее у нас за плечами, все прожитые года принадлежат смерти.
В философии экзистенциализма смерть рассматривается как составной процесс самой жизни. Более того, сама смерть по сути ничего не меняет в ее сущностном определении. Поэтому определение смысла жизни вполне допустимо без учета самой смерти, а из самой себя.
Отношение к проблеме смерти, по-видимому, имеет глубокий личностный отпечаток, связанный с трагичностью будущей смерти. В современной психологии выделены следующие этапы примирения со смертью:
Бессмертие достаточно многомерное понятие, некоторые включают в него долголетие, хотя это не совсем справедливо. Понятие бессмертие включает в себя бессмертие души, а также бессмертие человеческого тела. Но оно также может выражаться в существовании представлений о бессмертии человека через память других, хранящих образ умершего.
В любые времена человек представлял себе тот или иной вариант реализации бессмертия. Так, в Древнем Египте существовало учение о переселении душ. В христианстве идея бессмертия была уже связана с темой воскресения из мертвых и о загробной воздаянии. Лейбниц разрабатывал идею бессмертия, заключенную в бесконечном разнообразии индивидуальных монад. Кант говорил об идеальном бессмертии как воплощении высшего морального закона, а гарантом является вера в Бога.
Однако человек не останавливает поиски эликсира бессмертия, чтобы и его телесная оболочка продолжала жить неограниченное количество лет. Уже установлено, что клетки некоторых организмов способны к множественному делению без ущерба для себя, что практически может означать их бессмертие. Жизнь таких организмов может остановить несчастный случай или воздействие других внешних факторов, например, нападение врагов. К таким организмам относят морских актиний или пресноводную гидру, а также те, которые не сохраняют индивидуальности и размножаются бесполым путем. Современная наука пытается найти способ решения данной проблемы, опираясь на достижения в области медицины, в частности, при разработки технологий применения стволовых клеток и генной инженерии, а также трансплантологии, криобиологии, гормональной терапии. Как один из вариантов рассматривается применение нанотехнологий, а также запись сознания человека на неорганический носитель.
Стремление преодолеть смертность тела привело к возникновению идеи о бессмертии в лице своих будущих потомков или через продолжение своей жизни в результатах своего труда (их историческое и социальное признание), а также через различные способы транцедентной связи с вечными духовными ценностями.
Проблема смерти и бессмертия выполняет важнейшую психологическую функцию, выступая гарантом целостности человеческого бытия, источником человеческих ценностей и смыслов (в том числе смысла жизни). Рефлексируя на тему смерти, человек «прививается» от разрушающего страха смерти, что дает ему возможность жить полноценной жизнью, не оглядываясь постоянно на свой неизбежный конец.