Проблема свободы в истории философии


Проблема свободы в истории философии

Свобода в истории философии античности, средневековья и возрождения.

Обоснование свободы человека было предпринято еще в самый ранний период развития философии, а именно в период античности. Понимание свободы было связано прежде всего с политическим контекстом, политическая свобода была тем ключом, который помогал решать проблемы в обществе. Свобода оставалась привилегией лишь части населения, поэтому не могла определить человеческую сущность.

Одним из первых, кто занялся проблемой свободы в античном обществе, был Сократ. Именно благодаря ему философия обращается лицом к человеку, тема свободы связывается у него с общей нравственностью человека и ответственностью. Сократ считал, что человек становится нравственным только тогда, когда обладая свободой, стремится не только к улучшению собственной жизни, но и жизни других. Тем самым он вводит ответственность за свободу выбора.

У киников сложилось своеобразное понимание свободы. Они отрицали государство и политику как таковую, и считали, что все люди изначально порочны, а потому несвободны, порочный человек оказывается подчинен своим страстям и «теряет самое дорогое сокровище своей души - свободу».

С точки зрения Аристотеля счастье состоит в деятельности души по осуществлению добродетели, причем чем выше добродетель оказывается в ценностном отношении, тем выше оказывается достигаемый уровень счастья.

В период средневековья произошла переоценка свободы и был выработан религиозный подход к данной проблеме. К числу авторов средневековья можно отнести:

  • Фома Аквинский
  • П. Абеляр;
  • Ориген;
  • А. Аврелий.

Августин полагал, что человеческий мир переполнен злом, творимым человеком, но это в своей сущности я является проявлением свободной воли человека. Свободу человеку даровал Бог и это его милость. Свободный человек имеет возможность самому выбрать себе судьбу, но и нести ответственность за свой выбор он должен сам, а не перекладывать ее на плечи Бога.

В эпоху возрождения сложилось антропоцентристское понимание свободы человека. На первый план выходит человек, обладающей свободой и уверенный в себе и своих силах. Об этом говорят сочинения Петрарки, Мирандолы, Макиавелли, Эразма Роттердамского и других.

Основными ценностями в эпоху Возрождения признавались следующие качества:

  • исключительность;
  • инициативность;
  • интеллект;
  • образованность;
  • индивидуализм;
  • работоспособность.

Человек, который обладает данными свойствами, способен обрести земное счастье при условии его определенного социального статуса и достаточном положении в обществе. Тем самым свобода опять принадлежала только избранным и была недоступна для значительного большинства.

Замечание 1

С точки зрения исследователей, понимание свободы в период возрождения носило поверхностный характер, предлагаемые теории имели фрагментарный характер и отличались отсутствием целостности. Нравственная сторона свободы все еще определялась религией.

Свобода в философии Нового времени и классической философии

В период Нового времени Спиноза связывал свободу с необходимостью, а Дж. Локк с естественными правами человека. Спиноза считал, что природой управляет необходимость, которая основывается на причинно-следственных связях. Задачей человека является познать закон необходимости для осознания собственной свободы. Человеку нужно «не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать», т.е. реальная свобода заключается в познании окружающего мира и освобождение себя от влияния аффектов. Свобода у Спинозы также выступает как универсальная необходимость, чтобы ее обрести следует понять ее внешнюю детерминацию.

Замечание 2

Как отсутствие препятствий понимал свободу английский философ Т. Гоббс. Он не отделял данное понятие от естественного права и полагал, что свобода обретается в границах государства, подкрепляется силой закона и именно им даруется возможность ее использовать.

В рамках нравственно-правовой концепции определял понятие свободы И. Кант. Он сформулировал известный категорический императив, который отражает смысл феномена свободы. Кант полностью перешел от свободы как зависимости от природы к свободе, заключенной с чувственной сфере индивида. В разуме содержится сверхиндивидуальное начало, которые выступает источником свободы.

Кант связал идею свободы с практической сферой, превратив ее в руководство для жизни. Он говорит об автономии человеческой воли, благодаря чему она сама для себя становится законом. Это означает, что человек должен сам интериоризировать всеобщие нравственные нормы и признать их как собственные, тем самым снимается противоречие между общественным и личным. Человек наделен правом выбора, который определяется как сознательное волевое усилие человека, ориентирующегося на свободное бытие как согласующееся с категорическим императивом.

Свобода в понимании неклассической экзистенциальной философии

Тема свободы широко представлена в творчестве философов экзистенциализма. А. Камю считал важнейшей характеристикой бытия абсурд. С его точки зрения абсурд представляет собой то, что не может и не имеет никакого рационального объяснения. Человек в мире абсурда одинок, мир для него иррационален, равнодушен и замкнут в себе, в результате чего душа человека наполняется тревогой и страхом.

Абсурд проявляет себя только через человека, разум, постигший существование абсурда в мире, приходит к состоянию абсурдной свободы. В мире, в котором все - абсурд, кажется, что возможно все. Однако Камю сопрягает свободу человека с его ответственностью. Он считает, что свобода человека ограничивается природой, заданным ему набором возможностей, а также собственной моралью.

С точки зрения Сартра человеческое существование представляет собой ничто, которое стремится к состоянию «настоящего бытия». В мире Сартра отсутствует Бог, а в мире, лишенном Бога, позволено все. Свобода человека заключается в его возможности делать выбор. Через постоянный выбор человек делает сам себя, тем самым он приближается к состоянию богочеловека, когда он сам наполняет себя определенной сущностью. Сартр, как и другие философы, сопрягает свободу с ответственностью человека за принимаемые решения т свои действия. При этом Сартр расширяет рамки ответственности на все человечества - каждый человеческий выбор влияет на равновесие добра и зла в мировой системе всего человечества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :