Личность представляет собой сквозное, интегративное понятие, общее для всех гуманитарных наук. Однако несмотря на это сущностное определение личности представляет собой актуальную научную проблему. Так в психологии, несмотря на подробное рассмотрение генезиса, условий становления и развития личности, не существует единого подхода к ее пониманию. Определения личности колеблются от перечисления ее атрибутов, до полного отказа определять ее научным языком, представляя в виде некоей духовной сущности присущей человеку.
Вместе с тем, проблема личности представляет собой частную проблему, решение которой неотделимо от решения проблемы человека, его сущности, становления и развития. Рассматривая понятие человека принято выделять несколько уровней его становления, качеств в ключе которых может раскрываться его сущность:
Индивид представляет собой человека как одиночного существа, взятого для рассмотрения из некоторой общности.
Индивидуальность предполагает неповторимое, характерное для конкретного человека сочетание биологических и психологических характеристик, которые делают его уникальным и отличным от других.
Уже при рождении человек выступает как индивид и индивидуальность, поскольку обладает уникальным фенотипом и предпосылками развития психики. В дальнейшем на протяжении онтогенеза число индивидуальных особенностей будет только расти под влиянием разнообразных факторов жизни. Однако личностью новорожденный все-таки не является.
Личность – это интегративная характеристика человека, объединяющая его психологические, физиологические особенности, преломленные через социально-сформированные напластования. Именно взаимодействие с социумом, обществом, включение в общественные отношение, усвоение и влияние этих отношений на развитие психики создает личность, как огранка превращает алмаз в бриллиант.
Метафизический подход определял личность как непреложное свойство человеческого существа, заложенное в его индивидуальном бытии и неотчуждаемое от него. Соотнося понятия личности и общества метафизики сформулировали неразрешимую задачу личность создает общество или же личность является его продуктом?
Отличный подход к личности предложен в диалектико-материалистическом подходе. Марксом было выдвинуто положение, что «В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Таким образом иллюзорное противоречие между личностью и обществом было снято. Посредством коллективной, совместной деятельности личность создает общество, однако в рамках этого самого коллективного взаимодействия личность испытывает на себе формирующее воздействие общества, которое она создает.
Именно общественный характер организации человеческого бытия выступает фактором, проводящим водораздел между человеком и животными. Животные адаптируются, приспосабливаются под условия окружающей их среды. Человек способен не только адаптироваться. Объединяя усилия люди способны преобразовывать естественную, биологическую среду, создавать материальную и духовную культуру.
Культура как факт закрепления формы общественных отношений и опыта межличностного взаимодействия создает детерминирующую среду в которой растет и развивается конкретный человеческий индивид. По мере усвоения культуры происходит становление его психологических функций, рождения личности. Таким образом и личность, и культура находятся в постоянном взаимодетерминирующем развитии.
Вместе с тем, рассматривая культуру, равно как и социальную среду, следует понимать, что речь идет в первую очередь не о высокой культуре, а о ее обыденной, бытовой составляющей. Обыденность выступая непосредственной формой реализации человеческих взаимоотношений и культурного наследия окружает человека с момента его появления на протяжении всей жизни. Низкая культура быта, неблагоприятные социальные условия влекут за собой серьезные искажения и даже нарушения в развитии личности, она может приобретать асоциальный, рискованный характер или даже антисоциальный, направленный против существующего общественного строя.
Проблема воспитания, формирования личности, также рассматривается в рамках социальной философии и разрешается через образования, являющееся основным социальным институтом, в рамках которого возможно оказание целенаправленного воздействия на личность на протяжении длительного времени.
Признание личности, как социальной сущности, формируемой и формирующей общество, особенно остро ставит проблему гуманистического отношения к ней. Ведь только развитие личности на принципах признания ее ценности, прав и свобод, человеколюбия и справедливости будет способно вырастить продуктивную просоциальную личность, способствующую развитию общества, а не его разрушению.
Гуманистические взгляды эпохи возрождения и нового времени отличаются утопичностью, так как признавая и формируя основные принципы гуманистического отношения к личности, они не подводили материалистической базы для реализации этих принципов, мысля их в некоем идеальном пространстве.
Подлинно научный гуманизм был сформулирован в концепции Маркса благодаря его опоре на конкретно-исторический подход, в котором были сформированы условия и механизмы формирования общества, построенного на гуманистических началах.
Современный мир сохраняет свое классовое строение, что порождает феномен отчуждения личности. Отчуждение проявляется в переживании враждебности мира и людей, их чуждости человеку. Возникновение отчуждения связано с работой двух механизмов:
Социальный механизм предполагает реализацию инструментального, объектного отношения к человеку, при котором он выступает средством для реализации целей других людей, при этом его собственные потребности, интересы и желания находятся в фрустрированном состоянии.
Психологический механизм подразумевает наличие предрасположенностей, такие как повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка, тенденция к переоценке внешних событий и проч. Данные качества повышают вероятность возникновения отчуждения, в то время как стенические свойства личности, напротив позволяют ей более эффективно противостоять стрессу.