Философия культуры как отдельное направление сформировалось в XIX-XX веках. Несмотря на уже некоторый стаж существования этой отрасли, среди философов и исследователей нет определенного мнения о ее месте и статусе среди других дисциплин, а также по поводу ее сущности.
Согласно общему подходу к определению философии культуры, она представляет собой философское постижение явлений культуры, их осмысление и интерпретацию.
Философия культуры прошла длительный этап своей эволюции, который был прежде всего связан с развитием общества, а также представлений человека о культуре. Однако связь между культурой и философией была изначальной и прослеживается с самого первого момента выделения философии как особого направления в поиске мудрости в древнем мире.
Для каждой эпохи характерно свое понимание культуры:
Проблемы философии культуры неспроста вышли на первое место в XX веке. Наиболее четко это видно в общественных науках, в которых наблюдался так называемый «культурный переворот», который проявился в том, что ученые внимательно отслеживали влияние культуры на ход различных исторических событий и процессов.
Современный мир характеризуется значительным усложнением социальной и психологической реальности. Виртуальные миры, утопии, информационное пространство формирует у человека представление о сложности мира, создает когнитивную перегрузку сознания. В результате значительно усложняется культурная реальность, в которой человек стремится выразить свои внутренние переживания и ощущения, а также новый взгляд на окружающую действительность.
В итоге современная обстановка создает множественность культурных форм, в том числе такие противоречивые, как трактовка культуры как насилия или заявление о «конце культуры».
Похожие явления наблюдались также в философии искусства.
Искусство представляет собой художественное творчество как особый вид духовной деятельности. Важнейшей ее частью является эстетика, которая является творческим отношением человека к жизни, окружающему миру, проявляющаяся в специфическом способе его усвоения и интерпретации.
В философии один из основных споров касается сущности искусства. Согласно классической немецкой философии (Кант, Гегель) искусство представляет собой деятельность без цели, создание царства видимости, но при этом выражением «Абсолютного Духа». В русской философской мысли известна установка об особой связи искусства и жизни. Постмодернизм поставил под сомнения старые постулаты и классические представления о прекрасном.
О сущности искусства хорошо выразился О. Уальд, который сказал, что искусство совершенно бесполезно, однако оно способно оказывать огромное влияние на человека, заставляя его переживать чувства радости, силы, ощущение экзистенциального единства со всем миром. Кроме того, искусство помогает человеку найти ответ на мучащие его экзистенциальные вопросы о смысле жизни, сущности бытия, примирить со смертью. В задачи искусства входит возвеличить человеческий дух, красоту человеческого тела, обосновать идеал совершенного человека.
Хайдеггер был одним из тех философов, которые заявляли об упадке культуры в «осевое» время. Причины этого кроятся в следующем:
Человек оказался отстранен от бытия после рационализации и этизации мысли. Преодолеть кризисные явления можно, если человек вновь вернет себе способность «слышать» бытие.
Культура кроется в самых основах экзистенциальной сущности человека, которая направлена не на внешнюю активность, а на развитие внутренней гармонии и созерцание, на прислушивании к собственному бытию и бытию другого, а также всего космоса.
Важнейшей частью его теории является кризис западноевропейской культуры и кризис индивидуальности человека. Дестабилизация общественной, социальной и политической жизни привела к тому, что изменились мировоззренческие установки человека. Развитие культуры модерна, формирование человека массового типа сказались на переживании кризиса индивидуальности. Первые симптомы проявились в художественной сфере, в морально-этической сфере, в нарушении трансляции культурных образов, передачи системы знаний, а также разрушении традиционных культурных связей между индивидами.
Переоценка культуры, происходящая благодаря взаимопроникновению культурных пространств и идентичности приводит к трансформации общества и его картины мира, преобразованию экзистенциальных, социальных и культурных основ. Эта трансформация приводит к ситуации кризиса бытийной и индивидуальной идентичности, критическому отношению личности к основам собственной культуры и, как следствие, обществу.