Истина это одна их философских категорий, под которой понимают как:
В зависимости от полноты отражения действительности истина может быть:
Рисунок 1. Аспекты истины
Одним из условий истинного высказывания является его связь с конкретным местом, временем, обстоятельством. В некоторых случаях понятие истины вовсе не применимо.
Выделяют критерии истины, как те условия, которые доказывают, что высказывание истинно и позволяют отличить его от заблуждения, а именно: соответствие логическим законам; последовательность и согласованность с предыдущими открытиями; соответствие фундаментальным знаниям; простая и экономичная формула; парадоксальность высказывания; практическое подтверждение.
Практика это ведущий критерий истины. Это либо материальное производство, либо социальное действие, либо научный эксперимент, все это является источником и основой познания. Без практического подтверждения любое выказывание остается лишь предположением.
Также выделяют виды истины:
Каждое философское направление давало свое определение истины.
Так например, согласно логическому позитивизму, истина предполагает собой соответствие высказывания реальности.
Критерием истины в логическом позитивизме является верификация.
Сторонники американского прагматизма под истиной понимали положение дел, которое принесло бы наибольшую пользу обществу. А.А. Богданов советский прагматизм, давал следующее определение истины как «организующую форму человеческого опыта». С точки зрения этого направления истина также требует верификации.
Экзистенциалисты утверждали тождество истины и истинного бытия, экзистенции. Для обретения истины человеку необходимо сделать экзистенциальный выбор. Экзистенциалисты любили приводить в пример человека перед которым стоял выбор примкнуть ли к Сопротивлению в годы оккупации Франции фашистами, или же смириться с имеющимся положением дел. Таким образом, истинным выбором они считали примыкание к Сопротивлению, и, напротив, коллаборационизм — ложным выбором.
Истина с позиций феноменологии представлена как "структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел так, как оно есть, то есть возможность тождества (адеквации) мыслимого и созерцаемого".
И. Людвиг Витгенштейн в своем труде под названием «Логико-философский трактат» говорит о единственно возможных истинных утверждениях в сфере естествознания, а философские утверждения, наподобие «Бытие определяет сознание», по его мнению бессмысленны, так как не могут быть подтверждены при помощи верификации. Он выделяет необходимые логически истины являющиеся тавтологиями, и прагматические истины, которые истинны, потому что произносятся говорящим в данный момент и в конкретном месте, например, «Я здесь». Прагматические ложные высказывания не соответствуют этому правилу. Например, «Я сейчас сплю».
Уиллард Куайн называл подобные прагматические истины "невечными". Это такие утверждения, которые были истинны на момент произнесения, но с течением времени, стали ложными. К примеру, «Нынешний король Франции лыс».
Вместе с кризисом логического позитивизма переживает кризис и категория истины. После трудов Витгенштейна и теории речевых актов Дж. Остина и Дж. Серля, которые показали, что в непренужденной естественной речи высказывания вовсе не соотносятся с понятиями истина и ложь. Такие высказывания Витгенштейн называет языковыми играми. Например, «Можно войти» или «Руки вверх!».
Кроме того в круг философских вопросов вошло понятие художественный вымысел, также повлиявшее на кризис в изучении истины. Эту проблемы изучали Дж. Вудс, Д. Льюс Л. Линский, Дж. Серль. Этими философами было показано, что вопрос истины в художественном тексте имеет двоякое значение. Одно и тоже утверждение будет и истинным и ложным. Истинным оно будет внутри контекста художественного произведения. Также оно может быть и ложным в тех же условиях. Например, "Гарри Поттер был мальчиком, который выжил" — это утверждение истинно в контексте произведений Джоан Роулинг о «Гарри Поттере», а утверждение "Гарри Поттер менеджер по продажам среднего звена" — является ложным.
К понятию виртуальной реальности истина вовсе неприложима.
Сложности в определении истины во многом решает такое направление как логическая семантика. Она рассматривает возможную истину в одном мире и необходимую истину во всех возможных мирах.
Однако философия постмодернизма во многом углубляет кризис истины в свете культурно-игровой атмосфере этого направления. Здесь каждое высказывание становится амбивалентным, то есть может быть истинным или ложным в зависимости от условий произнесения высказывания (как, кем и когда это высказывание произнесено).