Проблема знания в философии


Проблема знания в философии

Сущность понятия "знание"

Определение 1

Знание представляет собой суждение, которое соответствует логике, рационально обосновывается, а также является оправданным в критическом анализе. В широкой интерпертации понятия, знание отождествляется с информацией.

К основным свойствам знания относят следующие:

  • вероятностный характер;
  • историчность знания;
  • гипотетический характер.

Знания, накопленные человечеством, постоянно эволюционируют, заменяются более плодотворными идеями. Развитие знаний также ведет к росту их содержательной и предсказательной сил.

Знание в философии рассматривается как состояние бытия человека, которое всегда направлено на самопознание. Предназначение знаний — в интеллектуальном, нравственном и духовном совершенствовании человека.

Определение 2

Знание в философии — это образ реальности субъекта отраженный в форме понятий и представлений.

Все многообразие определений термина «знание» можно свести к трем основным значениям:

  1. Знание рассматривается как совокупность способностей, навыков и умений в основе которых лежит сведения о способах действия в определенной ситуации или правил применения какой-либо вещи.
  2. Другой аспект в определении понятия «знание» - это информация, которую это знание содержит. В этом случае также можно разделить знание, которое поможет человеку в определенной ситуации и такое знание, которое лишь дает нам сведения об объектах. Таким образом, выделяется информация теоретического и практического характера.
  3. Знание как теоретическое овладением объектом. Знание характеризует форму отношения человека к действительности.
Замечание 1

В философии направление, которое занимается изучением специфики знания и познания является гносеология.

Виды и свойства знания

Дифференцируются следующие виды знаний

Обыденное знание — совокупность тех знаний и умений, которые необходимы человеку в повседневной жизни, «здравый смысл», который помогает человеку избегать неприятностей и рисков для жизни. Этот тип знаний является универсальным и неспециализированным, в чемэто знание может проигрывать научному. Однако обыденным типом знания нельзя пренебрегать, так как иногда именно оно может как тормозить научные открытия за счет предрассудков и суеверий, принятых стереотипов, так им и поспособствовать или же в обыденном знании задолго до науки могут быть сформулированы такие положения, которые в науке будут доказываться путем длительных дискуссий, доказательств и опровержений.

Личностное знание — включает вклад самой личности в познавательный процесс. Такой вид знания состоит, по утверждению философа и социолога науки Майкла Полани, не только из самих знаний, но и личностного начала. Заинтересованность человека, его трактовка полученной информации и другие особенности получения и обработки информации играют важную роль в познавательном процессе.

Коллективное знание — это вид знаний, имеющих значимость не для отдельного человека, а для всего общества, выражается в понятных для всех правилах и понятиях.

Научное знание — представляет знание как систему. Ученые проникают в саму суть исследуемых объектов, пытаясь отыскать закономерности и другие сведения, которые бы способствовали адекватному изучению действительности. Научное знание создается специализированным языком терминов. Его основными свойствами является доказательность, аргументированность, логическая стройность, практическое применением.

Вненаучное знание является частью культуры и представляет собой возникающие в историческом процессе крайние формы ненаучного знания.

Основные свойства вненаучного знания: разрозненность знаний; не систематичность знаний; противоречит существующей картине мира; ничем не доказывается.

Рассматриваются следующие виды вненаучного знания:

  • астрология,
  • френология (утверждает связь психических свойств человека со строением его черепа),
  • месмеризм (согласно ученому Францу Месмеру люди обладают животным магнетизмом, при помощи которого устанавливают телепатические связь с другими людьми),
  • парапсихология,
  • алхимия,
  • геомансия (указывает месторождения по внешним чертам земной поверхности),
  • фитогномия (вера в лечебные свойства растений по их внешнему сходству частям человеческого организма).

Также выделяют паранаучное, лженаучное, квазинаучное и антинаучное виды знаний.

Паранаучное — это спиритуализм, мистические откровение и прочее, претендующие на научный статус, но не соответствуют имеющимся гносеологическим стандартам.

Лженаучное — этот вид знаний строится на преднамеренном применении домыслов и предрассудков.

Признаки лженаучности знаний: малограмотность; чрезмерный пафос «научных открытий»; ярая нетерпимость критики; претенциозность.

Квазинаучное знание — не научное знание в руках правящей элиты, которая добивается признание знаний путем насилия и принуждения.

Антинаучное знание — предполагает искажение действительности, причем последовательное. Особенно развивается в периоды социальной нестабильности.

К философским проблемам относят вопросы соотношения знания и мнения и знания и веры.

Замечание 2

В античной философии под знанием понимали достоверную информацию - истину, которая отличается от вероятностного мнения.

Проблема веры и знания особенное внимание получает в средневековой философии, схоластике. Происходит разграничение знания априорного и апостериорного.

Априорное знание - знание, которое получает человек вне зависимости от опыта, знание как нечто заранее данное человеку.

Апостериорное знание - знание, напротив, получаемое человеком опытным путем.

По своей природе знания подразделяются на декларативные и процедурные:

Декларативные знания это факты и данные, отражавшие лишь представления о неких понятиях.

Процедурные — это различные алгоритмы, в которых содержатся средства преобразования, проверки, управления информацией.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :