Знание представляет собой суждение, которое соответствует логике, рационально обосновывается, а также является оправданным в критическом анализе. В широкой интерпертации понятия, знание отождествляется с информацией.
К основным свойствам знания относят следующие:
Знания, накопленные человечеством, постоянно эволюционируют, заменяются более плодотворными идеями. Развитие знаний также ведет к росту их содержательной и предсказательной сил.
Знание в философии рассматривается как состояние бытия человека, которое всегда направлено на самопознание. Предназначение знаний — в интеллектуальном, нравственном и духовном совершенствовании человека.
Знание в философии — это образ реальности субъекта отраженный в форме понятий и представлений.
Все многообразие определений термина «знание» можно свести к трем основным значениям:
В философии направление, которое занимается изучением специфики знания и познания является гносеология.
Дифференцируются следующие виды знаний
Обыденное знание — совокупность тех знаний и умений, которые необходимы человеку в повседневной жизни, «здравый смысл», который помогает человеку избегать неприятностей и рисков для жизни. Этот тип знаний является универсальным и неспециализированным, в чемэто знание может проигрывать научному. Однако обыденным типом знания нельзя пренебрегать, так как иногда именно оно может как тормозить научные открытия за счет предрассудков и суеверий, принятых стереотипов, так им и поспособствовать или же в обыденном знании задолго до науки могут быть сформулированы такие положения, которые в науке будут доказываться путем длительных дискуссий, доказательств и опровержений.
Личностное знание — включает вклад самой личности в познавательный процесс. Такой вид знания состоит, по утверждению философа и социолога науки Майкла Полани, не только из самих знаний, но и личностного начала. Заинтересованность человека, его трактовка полученной информации и другие особенности получения и обработки информации играют важную роль в познавательном процессе.
Коллективное знание — это вид знаний, имеющих значимость не для отдельного человека, а для всего общества, выражается в понятных для всех правилах и понятиях.
Научное знание — представляет знание как систему. Ученые проникают в саму суть исследуемых объектов, пытаясь отыскать закономерности и другие сведения, которые бы способствовали адекватному изучению действительности. Научное знание создается специализированным языком терминов. Его основными свойствами является доказательность, аргументированность, логическая стройность, практическое применением.
Вненаучное знание является частью культуры и представляет собой возникающие в историческом процессе крайние формы ненаучного знания.
Основные свойства вненаучного знания: разрозненность знаний; не систематичность знаний; противоречит существующей картине мира; ничем не доказывается.
Рассматриваются следующие виды вненаучного знания:
Также выделяют паранаучное, лженаучное, квазинаучное и антинаучное виды знаний.
Паранаучное — это спиритуализм, мистические откровение и прочее, претендующие на научный статус, но не соответствуют имеющимся гносеологическим стандартам.
Лженаучное — этот вид знаний строится на преднамеренном применении домыслов и предрассудков.
Признаки лженаучности знаний: малограмотность; чрезмерный пафос «научных открытий»; ярая нетерпимость критики; претенциозность.
Квазинаучное знание — не научное знание в руках правящей элиты, которая добивается признание знаний путем насилия и принуждения.
Антинаучное знание — предполагает искажение действительности, причем последовательное. Особенно развивается в периоды социальной нестабильности.
К философским проблемам относят вопросы соотношения знания и мнения и знания и веры.
В античной философии под знанием понимали достоверную информацию - истину, которая отличается от вероятностного мнения.
Проблема веры и знания особенное внимание получает в средневековой философии, схоластике. Происходит разграничение знания априорного и апостериорного.
Априорное знание - знание, которое получает человек вне зависимости от опыта, знание как нечто заранее данное человеку.
Апостериорное знание - знание, напротив, получаемое человеком опытным путем.
По своей природе знания подразделяются на декларативные и процедурные:
Декларативные знания это факты и данные, отражавшие лишь представления о неких понятиях.
Процедурные — это различные алгоритмы, в которых содержатся средства преобразования, проверки, управления информацией.