Философия как научный предмет возникла в VII-V вв. до н.э. одновременно в нескольких цивилизациях: в Древней Греции, в Древней Индии и в Древнем Китае. Феномен данного спонтанного возникновения этой формы духовного самоопределения человека, как духовного и материального существа, вплоть до сегодняшнего дня вызывает серьезный интерес исследователей.
Так, выдающийся немецкий философ К. Ясперс определяет данный период времени “осевым временем человечества”, имея ввиду то, что сформулированные в эту эпоху духовные и морально-нравственные принципы жизнедеятельности общества определяют его и до сих пор, несмотря на явное своеобразие этих цивилизаций.
Не безынтересным для исследователей и мыслителей историко-философских учений остается и тот факт, что философия развивается не в самых древних и крупных цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия), а в относительно молодых. Таким образом, цивилизации Египта и Месопотамии развиваются на рубеже V-IV тысячелетий до н.э., а Индии и Китая - на тысячелетие позже. Первостепенным и ключевым фактором, который стал условием замедления процесса становления своеобразной и уникальной философии в Египте, Месопотамии (в особенности, Вавилоне), а также в Иране - есть бурное и постепенное развитие более молодой и более динамичной эллинской цивилизации, которая позднее стала прародителем многих, в том числе греческих, философов.
Средиземное море было весьма удобным регионом для судоходства, оно становилось проводником эллинского влияния в прибрежные прилегающие к нему территории, что, в свою очередь, способствовало подавлению самостоятельно развивающихся морально-нравственных начал в цивилизациях более статичных и древних, имеющих не столь быстрый темп развития.
Эта причина стала предпосылкой для формирования серьезных пред-философских образований древнейших цивилизаций, которые так и не успели окончательно утвердить и сформулировать свои собственные оригинальные философские учения и тем более школы. Данный процесс, с другой стороны, способствовал развитию новой эллинистической культуры, которая становилась питательным центром для образования в ней самых разных мыслительных начал (в том числе и христианские учений). Поэтому эллинская цивилизация была фундаментом для становления всей древней и средневековой философии, в том числе и арабской.
Проблема генезиса философии в историко-философской науке не решается однозначно. А.Н. Чанышев выделял несколько подходов изучения и понимания философских положений, к основным из которых относятся:
Так понимались проблемы генезиса философии, а философские вопросы рассматривались сугубо в этих концепциях, причем первые два подхода иногда сложно разделить, по причине разнообразности религиозных учений. Принято считать, что существуют христианские, буддийское, индийское и др. религиозные важные течения. Однако, для истории философии важным является учет мифологии и философии отдельных народностей и цивилизаций, которые зачастую основывались на мистико-религиозных преданиях.
Наиболее характерным примером преимущественно религиозного подхода является философское учение Г. Гегеля, который рассматривал мифы и предания народов в разрезе религиозного учения этого народа. Согласно Гегелю, философия формируется из развитой мифологии (в Античности) и религии (из христианства в Новое время) как инструмент преодоления противоречий между тем содержанием и тем знанием об окружающем мире, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ запечатлено в религиозной форме, и ненормальной формой его выражения – смутным, неясным, увязшим в субъективности представлением.
Философия - это знание в форме чистых понятий бытия, сущности и соответствующей самой базы мира и естества.
Научные знания относительно данного суждения оказываются лишними, потому как противоречия научной и духовно-философской сферы не учитывается и не рассматриваются в общей концепции (одна из проблем научной философии).
Мифогенный подход определен, например, творчеством и философскими очерками А.Ф. Лосева, принципиально разделяющего мифологию и религию. Так, мыслитель считал, что философские суждения возникают из безрелигиозного мифа посредством дальнейших абстрактизаций и общих представлений, действительно содержавших в себе развитую структуру мифологии. Философия относительно данного положения - это попытка прочесть зашифрованное в образах мифов знание и перевести его на конкретный язык, язык определений и понятий.
В рамках данного подхода философия часто понимается не способной сформулировать какое-либо новое знание по сравнению с тем, что уже открыто и что уже содержится в мифе. Поэтому и философия может пониматься под мифологизированным предметом, понимающим морально-нравственные вопросы человека относительно мифических и религиозных представлений.
Гносеогенный подход подразумевает важнейшей предпосылкой формирования философии - развитие естественнонаучных знаний, в первую очередь математических и астрономических, для которых характерны высокая степень фактичности, доказательности, стремления к определению и формированию объективных законов, а также высокая способность к постановке собственных вопросов и попытке дать на них ответы.
Таким образом, теорема Пифагора, согласно которой длина неравнобедренного треугольника не может быть больше целого числа, долгое время являлась опровержением всяческих представлений о конечности пространства, тем самым не позволяя естествоиспытателям и мыслителям своей эпохи ограничиться примитивным атомизмом.
В русской традиции сформировался специфический мифогенногносогенный подход, в рамках которого базой генезиса общего предмета философии есть измененная и развитая мифология и формирующиеся начала действительных научных познаний и фактов. Важно, что два фактора источника философии рассматриваются как равно необходимые и друг без друга (процесс генезиса философии) не порождающие условия существования положения.
Переход от мифов к философским понятиям и научно-философским формам в истории определяют пред-философией (по терминологии А.Н. Чанышева).
Кроме факторов источника генезиса философии также необходимо определять и условия, которые сделали данные процесс возможным. В современной историко-философской науке принято понимать следующие условия возникновения философии как науки:
Социально-политические условия выражены социально-политическими процессами, которые были характерны в определенном времени и месте, где формировалось какое-либо философское или пред-философское учение. К примеру, формирование демократии в греческих государствах порождало активное сопротивление, делающее возможным и иногда необходимым не только плюрализм точек зрения, но и потребность в рациональном объяснении данных положений. Или, наоборот, во времена обеспечения стабильности китайского общества существовала потребность в создании философско-этических концепций, которые бы основывались на принципах жесткой иерархии, субординации. Так и была сформулирована китайская философия.
Обобщение начал и практик здравого смысла в сферах межличностных и человеческих отношений способствовало возникновению авторских и общественно-значимых этических и юридических правовых норм. Таковыми были фрагментарные этические определения “семи греческих мудрецов”, законодательство Ликурга и Солона, первоначальное нравоучение Конфуция.
Широкая популяризация абстрактности в мышлении жизни общества, что проявлялось, в первую очередь, в распространении и появлении монеты как универсальной меры стоимости материальных и нематериальных вещей, в общем смысле также способствовала развитию философских начал в своеобразном ракурсе.
Таким образом, изложение проблемы генезиса философии - это процесс качественно новых духовных образований, где предмет философии никак не должен быть сведен к источникам и условиям собственного и беспричинного возникновения.
Так, любая философская проблематика и любое положение в философии берется из определенного начала и возникает в определенных условиях. Это означает также, что в истории философии существуют действительные отличающиеся между собой закономерности, которые нельзя свести к закономерностям, действующим в других сферах жизни общества и других духовных культур.