Бессмертие и противоположное понятие смертность представляют собой два аспекта вселенной, находящиеся в любом переживаемом человеком опыте. Эти два понятия являются взаимодополняющими. Эти оба мира представляют собой абстракции.
Различными научными направлениями бессмертие понимается как: бессмертие в физической форме; бессмертие в духовной форме.
Бессмертие в физической форме разделяют на:
Бессмертие в духовной форме изучается в философском, религиозном, эзотерическом и мистическом учении. Бессмертие здесь — вечное существование Я, души, монады, индивидуальной воли (А. Шопенгауэр), личности (скандхи в буддизме), духовного субстрата (в философии коллективного бесознательного К.Г. Юнга), ноосферы (у Пьера Тейяра де Шардена).
Наука, которая занимается изучением бессмертия — иммортализм. Она занимается решением вопроса старения различными путями. Обсуждается возможность переноса сознания человека на носитель информации.
В философии понятие бессмертия различно в зависимости от философского течения. Можно выделить четыре основные трактовки бессмертия:
Мир Ценности — это мир, который увеличивает продолжительность существования. Ценность обладает следующими свойствами: она вне времени и бессмертна; она указывает на факт, а факт — на ценность;
Идеи античных философов, занимавшихся вопросом бессмертия (Аристотеля, Платона, Диогена Лаэртского, Эпикура, Хрисиппа и др.) можно объединить, отметив, что бессмертие согласно античным философам, напрямую связано с божественностью, вечностью. Бессмертие связано с миром идей, смерть при этом понимается как освобождение от телесности и причастность души к миру духа.
В христианской философии идеи о бессмертии души связаны со Священным Писанием, согласно которому изначально человек был бессмертен, но поддавшись искушению, он совершает грехопадение, в результате которого он становится смертным. Как писал русский философ Флоровский: христиане, будучи христианами, не должны верить философским теориям бессмертия. Они должны верить во Всеобщее Воскресение. Человек — тварь. Самым своим существованием он обязан Богу. Человеческое бытие не необходимо. Оно — милость Божия. Но Бог сотворил человека для бытия, то есть для вечности. Достичь же вечности и обрести ее можно только в единении с Богом». Сама христианская религия, по сути, является религией спасения души, верой в Воскресение и жизнь вечную.
Натурализм Нового времени отрицает бессмертие человека. Так Вольтер считал идею бессмертия химерой, Д.Юм занимался обсуждением метафизических, моральных и физических аргументов в пользу доказательства смертности. Дидро понимал бессмертие человека как память о человеке в последующих поколениях. Согласно Канту, доказать бессмертие души невозможно, так же как и его отсутствие, потому что эти знания находятся за пределами человеческих возможностей. Гегель утверждал бессмертие абсолютной идеи. Натуралистические идеи развивались в трудах материалистов Фейербаха, Геккеля, Бюхнера - они видели бессмертие в сохранении материи.
Позитивисты предложили рассматривать бессмертие как культурное достижение. Унамуно поддерживал подобную току зрения, подчеркивая склонность человека к жажде себя увековечить и тем самым пережить своих современников.
Типология бессмертия включает в себя:
Бессмертие также ялвяется одним из атрибутов Бога.
Американский ученый в начале XX века сделал открытие, получившие название «ткани вечной молодости». Он утверждал, что живой организм может быть бессмертным, при соблюдении ряда условий. В 1912 году он поставил эксперимент, взяв кусок сердечной мышцы от куриного эмбриона, и на протяжении более 35 лет обеспечивал ей питание и удаление отходов, и этот кусок сердечной мышцы остался живым. Он был живым много куриных» жизней, что эквивалентно сотням человеческих лет.
Живой организм отличается от неживой материи постоянным обновлением, а человеческий организм, к тому же, способен рационально адаптироваться. «Человек прочнее скалы, я бы сравнил его с рекой, — писал русский философ, ученый-биолог Купревич (1897-1969), - воды в ней меняются, а река остается все та же. Спрашивается: почему же этот вечно текущий процесс жизни должен иметь конец»?