Признание связи природы с понятиями необходимости и пространство и дают ключ к пониманию сути природы, как философской категории. Здесь отрываемся от чувственных образов тех явлений, которые называем естественными, и перейдем в сферу проблем бытия человека и его необходимых условий. Вопрос: «А что собственно такое природа?» - возможно поставленный тому, кто знает другой, не природный мир. Если природа есть все, то и быть она может абсолютно всем.
Процесс логического анализа мира, начатый древней философией, открывает природе такую перспективу. Философия отделяет человека, как существо особенно созданную природой, но имеет отличие от природы, отличие том, что человек, как природа, не может стать всем «Философия природы» составляет вторую часть гегелевской «Энциклопедии философских наук». Это капитальное произведение получило, наверное, наибольшее количество критических замечаний, как от ученых + натуралистов, так и от философов. Как бы ни был Гегель осведомлен в успехах естественных наук, он не мог охватить все достижения естествознания, дать им надлежащую оценку и определить направления развития.
Даже в то время «философия природы» не могла удовлетворить таких ученых, как, скажем, В. Гумбольда и К.-Ф. Гаусса. Позже негативное отношение к натурфилософским построениям Гегеля высказывали Г. Гельмгольц, В. Гейзенберг и Б. Рассел. Причины такого отношения были разные, отчасти из-за несоответствия некоторых суждений настоящим научным фактам, отчасти из-за протеста против попыток философа привести в некоторую систему естественнонаучное знание. Сегодня вряд ли бы уместно акцентировать внимание на деталях тех или иных представлений Гегеля о природных процессах, они почти полностью отошли в историю и могут интересовать главным образом специалистов.
Возникает вопрос: зачем нужна философия природы как особая наука? какую-то часть ответа на этот вопрос Гегель уже дал на последней странице «Науки логики». Человек относится к природе вдвойне: теоретически и практически. Последнее означает использование отдельных продуктов природы (а не усвоения природы как целостности) для удовлетворения своих (природных же) потребностей непосредственно или через изготовление средств. Теоретическое отношение к природе называется физикой, которая стремится средствами мышления узнать общее в природе: законы, определенные роды, классы и т. п.
Философия природы тоже имеет своим предметом общее, но отличается от физики формами, способами мышления, характером самого подхода к вопросу "что такое природа?» Специфику физики не следует усматривать исключительно в ее эмпирическом фундаменте. Если бы физика базировалась только на восприятиях, говорит Гегель, и восприятие были бы не чем иным, как свидетельством наших чувств, то работа физики состояла бы только в обзоре, прослушивании, обнюхивании и т. д. и животные, таким образом, были бы также физиками. На самом деле видит, слышит и т. д. «дух», существо, которое мыслит.
Итак, физика – это мышление природы, вернее, умственное познание природы. Различия между философией природы и физикой вытекающих из последовательности их отношений к природе. Физика на основе эмпирического исследования собирает и обобщает материал о природе, который подхватывает философия природы и переводит на язык понятие, полученное ею от физики "рассудочной общее". Можно было бы сказать и так: философия природы имеет своей задачей перевод умственного физического материала в совокупность общих определений мышления, то есть категорий, которые представляют собой "алмазную сетку", к которой мы доводим любой +материал и только этим делаем его понятным.
Физика близка к философии обобщающей деятельностью мышления. Мысля предметы, мы превращаем их в нечто общее, в то субъективное и «живая деятельность природы смолкает в тишине мысли», как физической, так и философской.
Теоретическое отношение к природе само собой выводит физику на проблемы сущности человеческого познания. Возьмем, к примеру, понятие природы. Породила ли его физика? Наверное, нет, потому что тогда бы оно не было для нее проблемой. Очевидно, понятие природы возникло за пределами физики и до всякой физики как результат исторического развития познания и многостороннего отношение человека к окружающему миру. Поэтому рассматривать понятие природы как понятие – уже прерогатива философии.
Понятие же природы во всей своей полноте вполне вмещает в себя содержание абсолютной идеи, которая представляет собой единую «алмазную сетку», сплетенную из универсальных категорий. И поэтому становится понятным, что для Гегеля природа и идея то же, только в другой форме – форме объективного существования.
Теперь снова вернемся к вопросу: зачем нужна в системе Гегеля философия природы?
«Философия природы» состоит из трех разделов:
В механике рассматривается проблема пространства и времени, материи и движения. В центре внимания здесь чисто количественные процессы. Качественность материя приобретает в физике. Качественные формы материи – свет и «тело индивидуальности», которое связано с четырьмя стихиями: воздухом, огнем, водой и землей.
Гегель придерживается здесь позиции древнегреческого натурфилософа Эмпедокла. Позиция может быть вполне допустимой, если возьмем во внимание, что человек в практике своего повседневного бытия отнюдь не имеет дела с атомами и молекулами, а дыханием, воздухом, пьет воду, пользуется огнем, засевает землю, то есть вращается в мире стихий.
Химические абстракции (элементы) появляются тогда, когда внимание сосредоточивается на распаде стихий. За рассмотрением сути химических процессов идет переход к органической, «от прозы к поэзии природы». В третьем разделе речь идет о трех «царствах»: минеральное, растительное и животное (или о геологической природе, природе растений и организмах животных). Живое является наиболее высоким способом существования понятия в природе и воплощается оно, в итоге, в конечное единичное (индивид, род, вид).
Однако, форма единичности неадекватна всеобщности идеи и поэтому эта форма должна быть снята. Так появляется дух, сознание, и идея находит существование в самостоятельном субъекте и воплощает общее. Совершается переход природы в дух. В этом месте Гегель фактически касается вопроса о происхождении человека.