Природа (от латинского natura) – одно из центральных понятий античной философии, которое имеет широкий спектр значений. Греческое существительное «природа» происходит от глагола «выращивать», и несет в себе смысл не результата пребывания, а происхождения на свет. Однако это значение встречается не ранее V в до н.э.
Природа – это объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека. В философских взглядах на природу, ее сущность разделяли на две крайне противоположные точки зрения. С одной стороны, природа представляет собой хаос, царство случайностей, слепых стихийных сил. С другой, что в природе преобладает четкая закономерность и естественная необходимость.
Эволюция человеческих представлений о природе, определялась прежде всего эволюцией самого общества и господствующих в них экономических, политических, религиозных и иных воззрений.
Изначально за неимением достаточных материальных и общественных познаний, природа считалась, как сила наиболее значимая и неизмеримая, совершенная. В античной философии она воспринималась как причина возникновения всего сущего, как мать-кормилица.
Природа, находясь в состоянии полной гармонии, вызывала чувство восхищения и желания подражать ей. Человек с природой воспринимался, как нечто целое, единое. Некой целью было жить в полной гармонии с природой, познать ее, используя как предмет для наблюдений. Рассматривать природу с другой точки зрения, в то время не представлялось возможности, за неимением нужных материальных сил.
У софистов, природа выступает в оппозиции к закону, обычаю, мнению, искусству. В этих оппозициях они понимают природу как ни от кого не зависящий мировой порядок, чьи требования часто не совпадают с человеческими представлениями, принятыми нормами и законами.
Хотя природа и сыграла довольно важную роль в античной философии, особое значение в обсуждении философских проблем, она приобрела после осознания таких противоположностей, как «природа – культура», «природа – дух».
Начиная с Сократа, в философии начинает зарождаться линия на понимание нравственности, добродетели, как того что укорено в самой природе, а затем постигается разумом человека. К условному в этом случае относят все то, что создано самим человеком. Немного позднее это мнение переняли стоики, для которых высказывания «жить по природе», «жить по разуму» и «жить по добродетели», являлись синонимами.
В противопоставлении Платона, «мира идей» «миру вещей», была сформирована пара противоположностей «природа» и «дух». В этой идеи природа представлена, как материальное начало в самом человеке. В этом понятии дух противопоставляется природе как основе его нравственной свободы. В более зрелом периоде Платон распространяет понятие «природа» на более широкий круг. Он говорит о природе не только отдельного человека, но и всех людей в общем, мужчин и женщин, тела и души, разума и рассудка. Платон растолковывал значение природы как причину существования в смысле цели и существования. Он считал правильным назвать «природой всего» разумную душу.