Для того, чтобы наилучшим образом представлять то, как устроена философия и как образовываются ее направления, необходимо всесторонне понимать сам термин «философия» в различных транскрипциях. Так, термин «философия» в переводе с древнегреческого дословно означает «любовь к мудрости», а с древнеиндийского – «понимание истины».
Философия является формой духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение ключевых мировоззренческих вопросов, которые непосредственно связаны с образованием полного взгляда на мир и на место отдельного (каждого) человека в нём.
Философия есть совокупность различных рассуждений, доводов, теорий и положений о смысле жизни, о смерти, о Боге, о человеке, о природе, об окружающей среде и об их явлениях.
Философия - это целостная концепция разных (похожих и непохожих) принципов, которые лежат фундаментом в поведении, поступках и общей деятельности человека.
Философия из общего научного понимания - есть всякая теория, всякое теоретическое знание и учение, которое как-либо трактует мир, бытие, сущностей и их взаимоотношения.
Философия является особой формой социально-общественного понимания, которая функционирует наряду с различными другими формами общественного сознания.
К основным формам взаимодействия, по данному пониманию термина, можно отнести следующие аспекты:
В общих смыслах предметом всякого понимания считается та часть объективного мира, которая доступна практике человечества и которая определяет для цели духовного созерцания и созидания. В отличие от остальных видов и методов познания, предмет философии занимается изучением всеобщих отношений, складывающихся между человеком и миром, в котором он существует и с которым он взаимодействует.
Поэтому справедливо считать, что предметом философии есть некая система всяких отношений, существующих в мире вообще. Философия всецело и объективно (насколько это возможно) рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где протекают данные отношения - в природной среде, в общественной или в мышлении отдельного человека.
Научный предмет философии можно разделить на несколько разделов, из которых и состоит и образуется сама философия. В связи с этим, выделяется два наиболее весомых структурных направления в предмете:
Указанные выше направления предмета философии являются общими и условными, потому как не всегда возможно отнести то, или иное философское учение к определенному разделу. На практике, множество философских положений затрагивают оба аспекта (онтологических и гносеологических отношений).
Структуру философии можно конструировать на различные основания. Если данной основой является сам личность (человек или человечество) и его деятельность, то философия носит больше антропологический характер и определяется (структурируется) в зависимости от задач, средств, возможностей и результатов деятельности. В общей структуре предмет философии принято подразделять на несколько важнейших дисциплин и отраслей, в их числе:
На пересечении философии с остальными формами общественного понимания мира возникают также и отдельные синтетические сферы, в том числе и теория философии права, теория философии религии, теория философии искусства, теория философии морали, теория философии политики, теория философии науки и др. В каждой из представленных выше теорий философий складываются еще более незначительные категории. Так, в философии науки объединились целый спектр дисциплин: философские проблемы физических законов, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы естественно-математических законов и т.д.
Общая структура философии определяется и общими понятиями науки, которая включает в себя различные элементы и структуры.
Философские категории - это наиболее общие понятия в философии, которые выражаются определенным объединением: причиной и следствием, сущностью явления, единичной и общей свободой, необходимостью и возможностью сложившейся действительности и т.д.
Философские идеи - это специфические выражения концептуальных замыслов философского предмета, к которым относятся идеи развития, идеи абсолюта духа, идеи материи.
На основе данных идей формируются общие философские принципы, теории, идеалы, которые лежат в основе многих философских учений.
Философские принципы определяются общими принципами развития, принципами материального единства мира, принципами детерминизма (причинности), которые в своей совокупности характеризуют то или иное направление по категории принципа, например развития.
Философские идеалы, выражены идеалами философского нравоучения, в том числе идеалами гуманизма, идеалами справедливости, идеалами добра, идеалами красоты и общими идеалами человеческого сознания. Философские идеалы понимаются как познавательные, так и ценностные компоненты. Они, преломляясь через понимание человека, обогащаются его опытом и далее трансформируются в устойчивые убеждения, установки, цели жизни отдельного или нескольких индивидуумов.
Философские теории и учения - выражены теориями отражения, теориями развития, теориями отчуждения и теориями всякого познания.
Философские теории - это особая высшая форма умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в различных философских направлениях может получать разное, порою противоположное толкование. Свое концептуальное выражение зрелая теория получает в методе (процессе создания теории). По этой причине философские теории могут быть методологическими инструмента для определения различных философских положений (учений).
Фундамент мифологического мировоззрения составляют мифы, т.е. некие фантастические повествования о мироустройстве и о нахождении человека в его уникальной системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из источника художественно-эмоционального понимания и чувствования мира или из общественных абстракций.
Религиозное мировоззрение является особым специфическим взглядом людей на мир, в отличие от мифа, религия не объединяет земные и сакральные понятия в единое. Последователи религиозного мировоззрения утверждают, что первоначальная творческая великая сила — Бог, который над природой и одновременно вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находится определенное понимание высших ценностей и путей их обретения. Религиозное понимание основывается на не сомневающейся вере, которая определяет мировоззрение человека в зависимости от религиозных догматов и принципов.
В отличие от религиозного, философское мировоззрение может обуславливаться результатами деятельности людей (познавательной и практической деятельности). Важнейшую роль в системе постиндустриального философского мировоззрения сохраняют такие науки, которые синтезируют представления о научной картине мира в философско-научной концепции.
Подлинность знаний людей об окружающем мире проверяется и подтверждается практикой, в которой истинная подлинность вырабатывается в ходе бесконечного процесса понимания и познания, когда индивид (или общество) становится все ближе и ближе к полному и всестороннему отражению реальности, т. е. к абсолютной правде. Таким образом, научное мировоззрение непосредственно уходит к попытке объяснения действительности с точки зрения разума.