Прикладная философия


Прикладная философия

Современная философия обращает усиленное внимание к проблемам повседневности, осмысления человеческого бытия (экономики, политики, образования, культуры, и прочее).

Определение 1

Прикладная философия (метафилософия), в отличии от академической, изучает конкретные явления реальной жизни общества, осмысливает ценность значения бытия человека. Прикладная философия является практической философией и направлена она на отдельные виды и сферы человеческой деятельности.

Конструкция из конкретных видов философии была предложена Гегелем. Он был основоположником философии логики, философии права, философии истории, философии религии, философии природы.

Современная теоретическая философия все больше приобретает практический характер. Это вызвано высокой динамикой развития общества, переломными моментами в жизни социума, изменением образа жизни человека, его отношением к природе. В таких условиях философия реализовалась в практическое дело.

Возможности прикладной философии

В аспектах своей реализации прикладная философия приобретает собственную специфику:

  • метод полагания онтологических культурных оснований определяется как способ полагания должного - это аксиология;
  • метод полагания гносеологических культурных оснований (знаний) - это методология;
  • логические культурные основания определяются на практике;
  • метод полагания практических культурных оснований - это праксиология (философия практики).

Аксиология, методология и праксиология - это основные методы неклассической философии.

Определение 2

Прикладная философия - это способ самоутверждения человека в мире. Исходя из этого, она формирует теоретическое мировоззрение определенного субъекта. Положась на предельные основания культуры, философские размышления являются творческими по своей сути.

Проблему обращения классической философии в неклассическую определили Неокантианцы. Они существенно переосмыслили саму постановку основного вопроса философии, начав различать сущее и должное.

История философии стала историей проблем. Перемена ориентаций начала выражаться в форме диалогов и приобретением смысловых вопросов: Что? Как? Зачем? и прочими. Каждый предложенный способ решения философских проблем становился основой для нового философского направления.

Обращение классической философии в неклассическую прикладную философию - это долгий исторический процесс, который разделен на два этапа: неклассический (середина XIX в. – середина XX в.) и постнеклассический (середина XX в.).

Неклассическая прикладная философия

В середине XIX века в европейской культуре формируются учения, представляющие три направленности неклассической философии: философия жизни, позитивизм, марксистская «философия практики». Именно в этих течениях выявляются начальные установки современной прикладной философии.

Основные аспекты философии жизни:

  • в центре внимания - бессознательные проявления жизни: инстинкт, воля, воля к власти, творческий порыв и прочее. Все эти проявления человек переживает непосредственно. Факторы человеческой жизни - это основания культуры и критерии оценки всех ценностей. Как утверждал Шпенглера, при потере «жизненной энергии» культура перейдет в мертвую цивилизацию;
  • Э. Гуссерль был основоположником феноменологии, в которой он объединил факторы человеческой жизни в понятие «жизненный мир». В человеческом сознании мир видится многообразными феноменами. Путем феноменологической редукции (процесс освобождения сознания от натуралистической установки) «жизненный мир» воплощается в теоретическую онтологию, которая, в свою очередь, моделирует суть вещей;
  • экзистенциализм завершает развитие философии жизни. На первое место он ставит существование человека. Основная идея учения – жизненный выбор человека. Экзистенциальный выбор – это выбор нужного предмета среди доступных объектов, это утверждение ответа на вопрос: Что делать? В результате этого процесса рождается цель. Путем данного выбора человек самоопределяется (осознает свое место в этом мире, занимает собственную позицию).

Проблема развития научного знания направлена на поиск ответа на вопрос: “Как?”, определяя методологический характер философских размышлений. Позитивизм неклассической философии разделяется на три этапа

Первый этап позитивизма уделял особое внимание описанию чувственно воспринимаемых явлений (чувственный опыт, данные научных экспериментов).

Второй этап позитивизма рассматривал непосредственно ненаблюдаемые явления. Решением проблемы для последующего развития научного знания стал переход от эмпирических описаний к теоретическим. Вследствие этого, в научном познании сформировался метод «черного ящика», позволяющий реализовать этот переход. Главное внимание философской рефлексии уделялось функционированию научных знаний.

Третий этап позитивизма - это неопозитивизм, который осуществил научный анализ знаково-символическими средствами (искусственный, а затем и естественный язык) для получения объективного знания. Этот метод рассматривался как логическая организация.

«Исторический материализм» Карла Маркса или прагматизм (в американской философии) сформулировал идею праксеологии, главными чертами которой являются:

  • идея праксеологии была выражена Марксом: «Философы различными способами объясняли мир, но суть заключается в том, чтобы его изменить». Это и стало его недвусмысленным ответом на вопрос: Для чего?;
  • философия прагматизма – это философия принятия рациональных решений. Причем здесь принятие решений понимается как выбор способа действий. Сам выбор непосредственно определяется полезностью вероятного результата. Теория принятия решений таким образом связана с экономическим выбором;
  • праксеология - это общая теория эффективной организации деятельности как индивидуальной, так и коллективной.

Очевидно, что самоопределение, самоорганизация и автоматизация - это субъективные, объективные и деятельностные формы выражения оснований философской рефлексии.

Постнеклассическая прикладная философия

Постнеклассический этап развития обозначает главные черты формирующейся сегодня постиндустриальной культуры. Начало его положено в середине ХХ века. Ему характерно возникновение философских антропологии, науки и структурализма.

Философская антропология возвращается к философии жизни и рассматривает экзистенциальную духовность как предпосылку научных исследований человека. Дальнейшее развитие антропологии привело к появлению социальной философии и современной философской герменевтики.

Философия науки обращается к уже существовавшей проблеме развития научного знания, но в контексте общественной истории. Данная философия порождает новые подразделы в сфере научного знания (философия истории, политики, искусства, искусственного интеллекта и прочее). Проще говоря, данное направление на сегодняшний день определяется как аналитическая философия.

Философский структурализм возвращается к философии общественной практики, обращая внимание на то, что действия структурно оформляются. Философские размышления структурализма приводят его к отрицанию постструктурализма и современного постмодернизма. Направление развития этих учений – выявление объективного в субъективном.

Формирование модели постиндустриальной культуры приемлемо для всех направлений современной постнеклассической философии. В ней же свое отражение находит ее информационное содержание (с объективной стороны) и характеристики ее знаний (со стороны субъективной).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :