Современная философия обращает усиленное внимание к проблемам повседневности, осмысления человеческого бытия (экономики, политики, образования, культуры, и прочее).
Прикладная философия (метафилософия), в отличии от академической, изучает конкретные явления реальной жизни общества, осмысливает ценность значения бытия человека. Прикладная философия является практической философией и направлена она на отдельные виды и сферы человеческой деятельности.
Конструкция из конкретных видов философии была предложена Гегелем. Он был основоположником философии логики, философии права, философии истории, философии религии, философии природы.
Современная теоретическая философия все больше приобретает практический характер. Это вызвано высокой динамикой развития общества, переломными моментами в жизни социума, изменением образа жизни человека, его отношением к природе. В таких условиях философия реализовалась в практическое дело.
В аспектах своей реализации прикладная философия приобретает собственную специфику:
Аксиология, методология и праксиология - это основные методы неклассической философии.
Прикладная философия - это способ самоутверждения человека в мире. Исходя из этого, она формирует теоретическое мировоззрение определенного субъекта. Положась на предельные основания культуры, философские размышления являются творческими по своей сути.
Проблему обращения классической философии в неклассическую определили Неокантианцы. Они существенно переосмыслили саму постановку основного вопроса философии, начав различать сущее и должное.
История философии стала историей проблем. Перемена ориентаций начала выражаться в форме диалогов и приобретением смысловых вопросов: Что? Как? Зачем? и прочими. Каждый предложенный способ решения философских проблем становился основой для нового философского направления.
Обращение классической философии в неклассическую прикладную философию - это долгий исторический процесс, который разделен на два этапа: неклассический (середина XIX в. – середина XX в.) и постнеклассический (середина XX в.).
В середине XIX века в европейской культуре формируются учения, представляющие три направленности неклассической философии: философия жизни, позитивизм, марксистская «философия практики». Именно в этих течениях выявляются начальные установки современной прикладной философии.
Основные аспекты философии жизни:
Проблема развития научного знания направлена на поиск ответа на вопрос: “Как?”, определяя методологический характер философских размышлений. Позитивизм неклассической философии разделяется на три этапа
Первый этап позитивизма уделял особое внимание описанию чувственно воспринимаемых явлений (чувственный опыт, данные научных экспериментов).
Второй этап позитивизма рассматривал непосредственно ненаблюдаемые явления. Решением проблемы для последующего развития научного знания стал переход от эмпирических описаний к теоретическим. Вследствие этого, в научном познании сформировался метод «черного ящика», позволяющий реализовать этот переход. Главное внимание философской рефлексии уделялось функционированию научных знаний.
Третий этап позитивизма - это неопозитивизм, который осуществил научный анализ знаково-символическими средствами (искусственный, а затем и естественный язык) для получения объективного знания. Этот метод рассматривался как логическая организация.
«Исторический материализм» Карла Маркса или прагматизм (в американской философии) сформулировал идею праксеологии, главными чертами которой являются:
Очевидно, что самоопределение, самоорганизация и автоматизация - это субъективные, объективные и деятельностные формы выражения оснований философской рефлексии.
Постнеклассический этап развития обозначает главные черты формирующейся сегодня постиндустриальной культуры. Начало его положено в середине ХХ века. Ему характерно возникновение философских антропологии, науки и структурализма.
Философская антропология возвращается к философии жизни и рассматривает экзистенциальную духовность как предпосылку научных исследований человека. Дальнейшее развитие антропологии привело к появлению социальной философии и современной философской герменевтики.
Философия науки обращается к уже существовавшей проблеме развития научного знания, но в контексте общественной истории. Данная философия порождает новые подразделы в сфере научного знания (философия истории, политики, искусства, искусственного интеллекта и прочее). Проще говоря, данное направление на сегодняшний день определяется как аналитическая философия.
Философский структурализм возвращается к философии общественной практики, обращая внимание на то, что действия структурно оформляются. Философские размышления структурализма приводят его к отрицанию постструктурализма и современного постмодернизма. Направление развития этих учений – выявление объективного в субъективном.
Формирование модели постиндустриальной культуры приемлемо для всех направлений современной постнеклассической философии. В ней же свое отражение находит ее информационное содержание (с объективной стороны) и характеристики ее знаний (со стороны субъективной).