Представители схоластики


Представители схоластики

Определение 1

Схоластика - средневековая философия, которая за период своего становления в обществе создала систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.

Само слово «схоластика» напрямую связано с тем, что наука в средневековой Европе исследовалась по преимуществу в школах при многочисленных монастырях. В развитии схоластической философии можно выделить четыре основных периода:

  • IХ – Х вв. – ранняя схоластика;
  • ХI – ХII вв. – период углубления христианского мировоззрения;
  • ХIII в. – «золотой век» схоластики;
  • ХIY в. – завершающий этап, знаменующий собой окончательное размежевание веры и разума.
Замечание 1

Цель схоластики: рациональное и точное обоснование западнохристианского вероучения, поэтому представители данного философского направления занимались обсуждением аргументов “за” и “против” путем анализа текстов, в ходе которого всегда находится разумное разрешение спорных вопросов.

Отличительные характеристики схоластики заключают в себя следующие критерии:

  • книжная ученость;
  • направленность на церковную традицию;
  • опора на формальную логику;
  • пренебрежение полученным опытом;
  • передача всех философских идей в процессе обучения.

Основными представителям схоластики были Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский и Роджер Бэкон. С учениями каждого философа необходимо ознакомиться более тщательно, так как эти мудрецы смогли доказать возможность существования веры и разума как единого целого.

Иоанн Скот Эриугена

Эриуген – яркий представитель ранней схоластики, который занимался проблемой соотношения Бога и мира в одном понятии «природа». Мыслитель различал четыре категории природы:

  • первая природа – творящая и несотворенная;
  • вторая природа –сотворенная;
  • третья природа – нетворящая и сотворенная;
  • четвертая природа – нетворящая и несотворенная.

Таким образом, согласно Эриугене, развитие нашего мира абсолютно циклично, а все процессы исходят от Бога и все в Нему возвращается. Человек утрачивает свое конкретное существование и возвращается к высшему, обретая тем самым свою истинную сущность.

Представления философа о мире как бытии Бога возникло и развивалось в процессе его созидания, поэтому противостояли схоластическому креационизму, а вскоре были признаны католической церковью еретическими.

Эриуген ограничивал саму эволюцию схоластики из-за стремительного роста в средневековой культуре образования и образованности, связывая указанное направление с университетским образованием.

Фома Аквинский

Великим систематизатором схоластики в Древней Греции стал Фома Аквинский, деятельность которого ученые относят к «золотому веку». Под влиянием ученых-доминиканцев мыслитель заинтересовался новыми философским наследием Аристотеля и стремился перевоплотить его силу в христианско-католическом духе.

Замечание 2

Результатом этой деятельности стало ослабление влияния идей и теорем Платона и Августина в схоластическом мышлении.

Аквинский внес существенные изменения в учение о самой материи и форме, создав эти критерии в духе креационизма. У Фомы само творение мира Богом из ничего начинается с обязательного создания невидимой первоматерии, где только высшие силы могут вмешиваться в дела мира, в результате чего полностью управляет человеческим сознанием.

Этим философ пытался подчеркнуть важность наличия чувственного мира и сверхъестественной реальности, полностью зависимой от божественного мира. Душа для Фомы Аквинского выступает основным принципом, представляя собой чистую форму без материи.

В своих учениях Аквинский отмечал, что только душа актуализирует человека, делает его таким, как он есть. Фома не считал тело оковами души и подчеркивал, что соединение души и тела – это благо, приспособленное к земному существованию.

Все в мире, согласно Аквинату, подчинено конкретным законам. Это естественные, человеческие и вечные законы. Философ полагал, что природные явления и человеческие поступки имеют важное значение и внутреннее оправдание, так как принадлежат к божественному провидению.

Замечание 3

Для Фомы любой человек – это личность, самое идеальное творение во всей природе.

Природу Фома описывал как исключительно доброе начало и призывал общество жить в единстве с природой, стремясь найти райское и земное блаженству. Аквинский не был противником изучения сущности природы и утверждал, что понимание ее закономерностей не угрожает становлению католической церкви. Более того, само бытие Бога мыслитель доказывал, базируясь на существование природного мира, а доказательство существования высших сил выводил не из понятия о Боге, а из его творения – природы.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон – английский мыслитель и естествоиспытатель, который смог приобрести популярность благодаря своим неординарным учениям. Современники считали его «удивительным и незаменимым доктором». Бэкон был заключен в монастырскую тюрьму из-за занятий астрологией и алхимией, где написал «Компендий теологии». Философ оправдывал восстание против тирании, считая ее настоящим злом для простых людей.

В своих произведениях Роджер пытался достичь сверх природного блаженства, утверждая, что земная жизнь в государстве является только приготовлением к будущей духовной жизни. Многие идеи Бэкона оказались достаточно плодотворными для такого важного развития философии.

Середина ХIII века обобщением полученного посредством многолетних исследований естественнонаучного материала. Центром общей английской образованности того периода выступил Оксфордский университет, выпускником которого был Роджер Бэкон, которого современные ученые называют первым испытателем средневековья.

Активно занимаясь оптикой, он исследовал законы отражения и преломления лучей, объяснял функции линз и сконструировал очки. Он высказал много уникальных идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия, среди которых создание взрывчатки и аэроплана.

Номинализм и реализм представителей схоластики

Одной из основных проблем, которая часто рассматривалась в период схоластики, было отношение общего к личному или же разногласия в отношении «универсалий». Вопрос великими мыслителями ставился так: есть ли общее вне человеческого бытия само по себе? Этот вопрос имеет прямое отношение к доказательству бытия Божия.

Замечание 4

Аквинский и Бэкон настаивали на том, что то, что есть в мысли, есть и в реальном мире. Философы уверяли, что такого решения называется «реализмом».

В данном понятии все формы существуют самостоятельно и не зависят от человеческой речи и мысли. Второе, абсолютно противоположное первому решение данного вопроса, заключалось в утверждении того, что в реальности не существуют независимого от внешних факторов от человека. Отсюда и само название направления – “номинализм”.

Замечание 5

Номинализм - это некая форма реальности, где нет «целостного», есть только «индивидуальное», реально существующее, а человек - это всего лишь некая абстракция.

Церковь официально осудила еретическими «номинализм», а ожесточенные конфликты по этому вопросу не прекращались довольно долго и только Аквинский смог предложить решение, принятое Церковью. Общее существует в действительности, не в уме, и не в форме «представлений» Платона, а в Боге. Бог есть единая полнота бытия – общее и целое в чистом виде.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :