Античная философия – философия античности. Античность – это период развития, расцвета и упадка цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. Историками принято разделять античность на три крупных периода:
Античная философия, рамки существования которой исследователи относят к концу 7 в. до н.э. – 6 в. н.э., принято разделять на древнегреческую и древнеримскую.
Принято считать, что античная философия возникла на путём синтеза так древнегреческой традиции мудроствования и различных мистерий, под влиянием мудрецов и жрецов Древнего Востока. Мысль Древней Греции в своём зародыше не выходила из области мифологических воззрений. Со временем своего становления и развития в обособленную область, в древнегреческой философии появляется свой собственный предмет, объект и метод. Также мысль Древней Греции, как считают историки культуры, оказала значительное влияние на формирование христианской религии, а также на формирование рационального дискурса, который в свою очередь повлиял на становление науки и всей Западной цивилизации.
Античная философия начинается с Древнегреческой философии. Древнегреческая философия развивалась под влиянием мифологии, с одной стороны, и под влиянием науки с другой. Производительные силы увеличили свою мощность в результате перехода от использования бронзы к использованию и обработке железа, возникли товарно-денежные отношения, родоплеменные связи постепенно ослабевали, возникали первые государственные образования, всё сильнее становилась оппозиция традиционной религии и критика нравственных установок, происходил рост научных знаний. Это основные предпосылки возникновения и формирования философии.
В Древней Греции философия возникает в период, когда обычный смысл жизни индивида, ей привычный порядок оказываются под угрозой, когда мифологические представления и рабовладельческая идеология обнаруживают свою неспособность отвечать на вызовы времени. Другими словами рабовладельческие установки больше не могли соответствовать новым мировоззренческим запросам человека.
Основателем древнегреческой философии является Фалес Милетский (ок.625 - 547гг. до н.э.), который также является одним из семи мудрецов. Мысль Древней Греции зарождалась не как особая область собственно философских исследований, а в тесной связи с зачатками научных знаний. Другими словами философия развивалась в синтезе с математикой, рядом естественнонаучных представлений, в синтезе с зачатками политический представлений, а также в синтезе с мифологией и искусством. Лишь в период эллинистической философии, начиная с 3 в. до н.э., науки начинают постепенно обособляться от философии самостоятельные области исследования. Но даже после этого античная философия продолжает своё развитие как мировоззрение, которое разрабатывает проблемы не только философские, но и проблем других наук: математических, политических, естественных.
На возникновение античной философии также оказали влияние социокультурные предпосылки. К таковым нужно отнести прежде всего поэмы Гомера и творчество так называемых гномических поэтов 7 - 6 вв. до н.э. Также к социокультурным предпосылкам философии античности можно отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии принято различать две формы: публичную и религию мистерий. В конкретной части своего содержания эти две религии идентичны, но порой радикально противоположны.
Античную философию принято разделять на следующие периоды:
По смене основных проблем в античной философии можно выделить следующие периоды:
Милетская школа – первая философская школа античной философии, была основано в Древней Греции Фалесом Милетским. Главный вопрос милетской школы – первооснова всего сущего. Основу мира представители милесткой школы видели в конкретном материальном принципе. Вместе со стихийным материализмом в мышлении милетских философов проявляются и зачатки диалектики.
Фалес полагал, что всё в мире родилось из воды. Также Фалес считал, что Земля по своей форме – плоский диск, покоящийся на воде. Во вселенной существует множество богов, все предметы в ней одушевлены. Ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего – Солнце.
Ученик Фалеса Милетского, Анаксимандр был первым кто начертил карту земли и создал своеобразный небесный глобус. Земля по своей форме, считал Анаксимандр, представляет из себя срез цилиндра или колонны. Небо – сфера, которая окутывает землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на одинаковом расстоянии от всех точек небесной сферы. Первоначалом всего сущего Анаксимандр считал некое вечное, бесконечное божественное начало – апейрон.
Ученик Анаксимандра, Анаксимен первоначалом вспего сущего считал воздух. Воздуху, полагал Анаксимен свойственны процессы разрежения и сгущения, благодаря которым из него возникают и рождаются все вещества. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, превращается в воду и в землю.