Познанием называется деятельность по получению сведений об окружающей среде и о собственной личности. Познавательный процесс зарождается в тот момент, когда индивид ставит вопросы самому себе:
Познанию присущ характер постоянства. Познавательную деятельность исследуют различные науки: психологическая, философская, социологическая, историческая. Познание ставит в качестве своей цели расширение и самосовершенствование личностного кругозора.
Познанием является научное понятие, имеющее определенное системное устройство. Познание состоит из объекта и субъекта.
Субъект - это человек, предпринимающий активные действия для осуществления познания. Объект - это то, на что устремлено внимание субъекта. Познавательный объект - это люди, природное и социальное окружение, предметы.
Познавательные методы - это инструменты, помогающие приобретать новые знания об окружающей среде. Традиционная наука выделяет теоретический и эмпирический путь постижения.
Эмпирическая познавательная методика исследует объект при помощи деятельности, обоснованной опытными средствами. Эмпирические познавательные средства:
Наблюдением называется познавательная методика, в ходе которой исследуется объект без прямых контактов с ним. Исследователь может располагаться на расстоянии от познавательного объекта, получая нужные данные. Социальные служащие, медицинские работники, психологи в своем практическом функционировании часто прибегают к наблюдению.
Экспериментом является познавательная методика, в ходе которой происходит погружение в определенную специфическую среду. Такая методика несколько абстрагируется от внешней действительности. Эксперимент широко используется для проведения научных изысканий. По ходу данной методики выдвинутая гипотеза может быть опровергнута или подтверждена.
При помощи измерения анализируются параметры познавательного объекта: толщина, объем, ширина. С помощью сравнения сопоставляются значимые характеристики объекта познания.
Теоретическая система познания исследует объект при помощи анализа разных понятий и категорий. Истинность выдвигаемого предположения в этом случае не обосновывается опытными средствами, а подтверждается имеющимися постулатами и окончательными выводами. Теоретические познавательные инструменты:
Анализ мысленно разбирает целостный объект на отдельные составляющие. В процессе анализа выявляется связь частей между собой, их общность, специфика и различия.
В ходе классификации группируются объекты, объединенные по определенным параметрам.
При помощи обобщения группируются отдельные предметы по ключевым характеристикам.
В ходе конкретизации уточняются, детализируются значимые детали предметов и явлений.
Метод аналогии выявляет наличие в объекте постижения схожих объектов.
В процессе дедукции происходит переход от общего к частному в результате обоснованных в ходе изучения рассуждений.
В процессе индукции происходит переход от частного к целому в результате обоснованных в ходе изучения рассуждений.
При помощи идеализации формируются отдельные понятия, обозначающие предметы, не существующие в реальной действительности.
Способ моделирования формирует и последовательно изучает конкретную категорию существующего объекта в познавательной деятельности.
Метод формализации отражает явления или предметы при помощи общепринятых символов:
Типами познавательной деятельности являются основополагающие направления сознательной сферы человека, благодаря которой происходит познавательное функционирование.
Обыденная форма познания.
В ходе такой познавательной деятельности человек приобретает первичные сведения об окружающей среде в течение всей своей жизни. Обыденная познавательная форма присуща в том числе и ребенку. Маленьким человеком приобретаются элементарные знания, делаются собственные выводы, получается опыт. Если же приобретается отрицательный опыт, он формирует следующие качества:
Обыденная познавательная деятельность не касается культурных и общечеловеческих ценностей, не исследует религиозную и нравственную сферу человека. Обыденная познавательная деятельность удовлетворяет сиюминутные запросы об окружающем мире. Человеком накапливаются важнейшие для реальной жизни полезные сведения и опыт.
Научная форма познания.
Такой тип изучения всецело основывается на логических подходах и выводах. По-другому его можно обозначить как рациональный вид познания. Здесь важно детальное исследование обстоятельств и явления, в которых находится конкретный субъект. При помощи данной познавательной формы анализируются существующие объекты, осуществляются необходимые выводы. Научная познавательная деятельность используется в изыскательных работах любой направленности. Наука может доказать истинность или опровергнуть различные фактические утверждения. Научная методика состоит из многих частей, важное место в которой занимают причина и следствие, а также их взаимодействие.
Философская форма познания.
Такой познавательный вид интерпретирует реальную действительность благодаря определению места личности в системе мироздания. Философская форма познания устанавливает индивидуальную истину, постоянно размышляет о смысле существования, обращается к категориям совести, любви, дарования. Философская наука проникает в суть сложнейших понятий, объясняет вечное и мистическое, определяет смысл бытия человека, пытается разрешить экзистенциальный вопрос выбора. Философская форма познания осмысляет спорные вопросы существования. Таким образом, философская форма познания видит скрытую сторону конкретного объекта или явления.