Познание – это совокупность процессов и методов приобретения знаний объективного мира.
Спецификой философского познания является стремление найти основы и принципы бытия, определить в нем место для человека. Познание философского характера имеет основу определенных мировоззренческих предпосылок. Кроме поиска бытия и места в нем человека, познание занимается созданием идеала, состоять который будет из принятых мировоззренческих постулатов.
В целом познание можно представить, как творческий процесс, направленный на поучение достоверных знаний о мире. Потребность человека в знаниях, это одна из его неотъемлемых характеристик. Вся жизнь может быть представлена, как ускоренный процесс развития, расширения, уточнения знаний. Наиболее общие вопросы философии познания рассматривает раздел гносеология, или теорией познания.
Зачастую процесс познания требует от человека убежденности в своей правоте и мужества, многие ученые были отправлены в тюрьмы за свои учения. Таким образом приходит вывод, что познание имеет социальную природу, обусловлено потребностями общества, ценностями, убеждениями.
Так как процесс познания, это своего рода человеческая деятельность, то она имеет схожие черты с общением, трудом, обучением. А значит в нем можно выделить элементы присущие любому виду деятельности:
Результаты процесса познания достигаются в первую очередь активным участием человека в этом процессе, чем и вызвана его необходимость философского рассмотрения. Рассмотрением проблем познания занимается раздел гносеологии.
Гносеология – слов греческого происхождения, от «логос» - слово, «гнозис» - знание.
Каковы основные формы познания и в чем собственно его суть, именно на эти вопросы отвечает теория познания. К разработке данных вопросов обращались многие философы прошлого. С самого начала познание имело весьма примитивные формы, и выступало в качестве обыденного учения. К примеру учение Платона о познании тесно переплеталось с его учениями о душе. Он утверждал, что знание не может быть доступно каждому, оно открыто лишь для тех кто находится между полным знанием и незнанием, кто стремиться идти от знания совершенного к более и более совершенному. Платон подходил к теории познания с точки зрения диалектики.
Лишь человек, обладающий душой, мог обладать познанием, но при этом чувства выступают опорой для работы разума. Работа ума, же, происходит в форме диалога с душой. Это дает возможность человеку вспомнить все, что запечатлела душа до момента рождения. Из этого следует что теория познания – это процесс воспоминания.
Аристотель же считал, что познание — это единство духа и физического тела. Он выделял несколько уровней познания:
Практически все философы того времени сводили процесс познания к умственному процессу изучения окружающего их мира.