Античная философия, то есть та, которая присуща Древней Греции и Древнему Риму, развивалась на протяжении 1000 лет и делилась на четыре периода:
Доклассический период представлен милетской школы, Гераклитом, Эмпедоклом, Анаксагором, пифигорейцами и Элеатой, Милетцами Фалесом, Анаксимандрой, Анаксименом (VI в. до н.э.), как почти все древние философы, занимались поиском первооснов бытия. За первооснову они принимали различные предметно-конкретные формы бытия – воду (Фалес), воздух (Анаксимен) или что-то неопределенное («апейрон» Анаксимандра). В отличие от милетцов Пифагор (580-500 гг. до н.э.) первоосновой бытия считал число. Именно благодаря числу понятие «космос» воплотило в себе понимание Вселенной как упорядоченного явления.
Пифагор утверждает, что планеты, двигаясь вокруг Земли по эфиру, создают монотонные звуки разной высоты, а вместе создают гармоничную мелодию. Пифагор первым употребил понятие «философия». Он верил в переселение души человека после смерти с одного тела в другое. Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.) вводит в философский язык термин «логос», который означает общий закон бытия, основу мира. Отсюда Гераклит доходит к выводу, что субстационно-генетическим началом всего существующего есть огонь. Его знаменитое «все течет ...», учение об изменяемости мира, борьба противоположностей как источник текучести бытия является ценным вкладом в развитие диалектики.
В VI в. до н.э. в городе Элеи возникает школа элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон). Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии ее категорий, особенно категории «субстанция» – бытие. Элеаты (Парменид) развивают учение о бытии как единое, необъятное (универсальная), неподвижное. Существует только сущее бытие, несущего или небытия, нет. Здесь отчетливо проявляется тенденция к отождествлению бытия с мышлением.
Элеаты, в частности Зенон, отрицают реальность, истинность движения, считают, что движение существует только как иллюзия чувственного мира понятия и поэтому не может признаваться подлинным бытием.
Современник Зенона Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.) склоняется к мнению, что первоосновой мира есть четыре стихии: земля, вода, воздух и огонь. Анаксагор в понимании первоосновы сделал дальнейший шаг, считая, что первоосновой является бесконечное количество гомеомерий – «семена» вещей. Все существующее управляется мировым разумом, «Нусом».
Рассматривая доклассический период античной философии, следует сделать некоторые выводы:
Значительным этапом в развитии античной философии было атомистическое учение Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.). Если Левкип больше внимания обращал на мироздание, то Демокрит сосредоточивал внимание на человеке. Они считали, что первоосновой мира является атомы (бытие) и пустота (небытие). Атомы вечны, неизменны, тождественны самим себе, не имеют частей; различной формы, число их бесконечно. Атомы различаются по порядку и положением в пространстве.
Они вечно движутся, их скопления образуют вещи. Душу атомисты рассматривали как совокупность определенной формы атомов (круглых и скользких), при этом отрицали ее бессмертие. На представлении о телесности души построенное учения Демокрита о познании: темное познания, которое осуществляется с помощью ощущений, и истинное – через мышление.
Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляются так называемые «софисты» (платные учителя «мыслить, говорить и делать»), выдающиеся среди них – Протагор, Горгий, Гиппий. Они привлекли внимание к проблеме человека, общества, знания. Общее в их взглядах – рациональное объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм, отказ от религии.
Огромное влияние на античную философию произвел Сократ (469-399 гг. до н.э.) в центре размышлений Сократа – человек как моральное существо. Отказываясь от познания природы, Сократ ставит главную задачу - воспитать человека добродетельным и способной творить добро. Для этого человек должен знать, что есть добро, и должен познать себя. Самопознания можно достичь методом майевтики, ставя перед собеседником такие вопросы, ответы на которые он искал бы сам. Сократ требует всестороннего обсуждения любого предмета с целью определения (дефиниции) понятия. Он обратил внимание на то, что, если нет понятия, то нет и знания. Сократ был убеждений, что существуют объективные моральные нормы, различие между добром и злом абсолютная.
Учеником и последователей Сократа был создатель первой последовательной системы философского идеализма, основатель философской школы – Академии – Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон исходил из того, что существует мир вещей и мир идеальных предметов (идей).
Идеи – это неизменные, вечные, нематериальные сущности, прообразы материального мира; находятся они в внепространственной среде. Предмет, вещь является приблизительным воплощением тот или иной идеи. Идеи представляют собой «полноту бытия». Что касается материи, то она вечно небытие, но таким предметным «ничем», активно взаимодействует с бытием идей. Результатами этого взаимодействия есть вещи чувственного, материального мира.