Развитие различных философий в Античности совпадает «с открытием человеком себя в мире, своего места относительно окружающего, то есть, с субъект-объектным раздвоением мира».
Одним из первых, кто начал рассматривать проблему познания как основополагающий вопрос философа и философии, был Гераклит Эфесский, который утверждал, что всем людям свойственно познавать себя и мыслить. Одной из ключевых идей его натур-философии было признание единства макрокосма и микрокосма (человеческой души).
Подтверждение того, что познание в древности считали естественным свойством человека, можно найти и в таких авторитетных древнегреческих философов, как Платон, в работе «Государство» отметил: «Человек ... находится в постоянном стремлении к тому, что существует», и Аристотель, который, как известно, начал свою «Метафизику» из тезиса, что все люди от природы стремятся к знаниям.
Стоики во главе с Зеноном считали разум естественной характеристикой личности, направленный к Божественной сущности Космоса. Разумная жизнь была признана принципом: не только человеческой природы, но и природы в целом, одновременно выступило требованием к совершенствованию любой личности. Так, в рамках рационализма, формировались различные концепции познания, совместными положениями которых стали следующие идеи:
Античный культ разума предусматривал веру в его божественную природу, познание которой приближало человека к высоким духовным и интеллектуальным высотам.
На основе вышеупомянутых принципов начала формироваться идея самопознания и утверждаться рациональный взгляд на человека, чем, в значительной степени способствовало учение Сократа. Повторяя за Фалесом призыв «Познай самого себя», философ совершил важный переход от философии природы к философии Человека, с своим внутренним духовным миром и внешней социальной активности становится объектом познания. Философом был обоснован этический рационализм, согласно которому знание отождествлялись с добродетелями. Так, по мнению Сократа, никто не делает зло сознательно, а делает его только потому, что не знает о добре.
Подчеркивая хорошую природу человека, Сократ считал самопознания первым шагом к его выявлению, утверждая затем естественное право человека на образование. Платон, переняв этический рационализм Сократа, в своих «Диалогах» отмечал: «... знания прекрасное и обладает способностью управлять человеком, так что того, кто отличает добро и зло, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум способен помочь человеку». Поэтому Сократ, поставив на одну ступень понятия о благотворительности и знания, рассматривал ум как силу, которая направляет поведение личности и является формой ее нравственной свободы и независимости. Признав мораль продуктом размышлений, философ окончательно утвердил рациональный подход в познании человека самому себе и миру.
Согласно этому подходу считалось, что, только организуя свою жизнь в соответствии с умом, человек способен вести достойное существование и, по призыву Пифагора, «уподобляться Богу по мере сил». Для Аристотеля, лишь жизнь могло приносить наивысшее удовольствие, ведь и для него человек - это прежде всего ум. По Анаксагором, ум – это тонкая и самая чистая вещь, обладающая совершенным знанием обо всем, и имеет величественную силу: «и над всем, что только есть душа, как над большим, так и над малым, возвышается разум». Согласно этим идеям, процесс самопознания должен был быть направлен на нахождение в себе божественного потенциала.
Подытоживая, стоит отметить, что рациональный подход античных философов к познанию и самопознанию предусматривал ориентацию на универсальное и неизменное – человека вообще, ума вообще. Однако, достигнув небывалых вершин в постижении общих понятий, мыслители Античности так и не сделали предметами своих раздумий индивидуальную неповторимость каждого человека и многообразие, и подвижность мира.
Поэтому можно согласиться с Н. А. Бердяевым, который отметил, что греческая философия открыла разум, который стоит под знаком общего и универсального, и это открытие использовала вся европейская философия, но, в то же время, сам человек, узнавал, что стал менее заметным, в ней остались только общие черты, исчезло уникальное выражение лица.