Новое время — это исторический период, приходящийся на XVII -XVIII вв, для которого характерны:
Становление капитализма, характерными чертами которого являются:
Научно-технический прогресс. Этот отрезок времени получает название научной революции;
Философия Нового времени в «мыслях» отражает всю масштабность данной исторической эпохи в разнообразных социально-философских, философско-правовых, социально-политических идеях мыслителей Нового времени.
К основным философским идеям в областях права и общества можно отнести утопии, как отражение стремлений создать общественное устройство, основанное на справедливости. Авторами первых утопий были англичане Дж.Уинстэнли и Джон Беллерс, во Франции — Гедевиль, Г. Де Фуаньи. Французские утопические идеи выражались через художественные романы-путешествия, где чужое общество, полное добродетелей, противопоставлялось французскому.
Утопический социализм — учение, целью которого было устройство нового общества на принципах справедливости, социализма.
В этот период:
Происходит выдвижение представлений о правах человека, которые в дальнейшем оформились в «Декларацию прав и свобод человека и гражданина». В этот период складываются антитезы либерализм-консерватизм.
Либерализм — течение в философии и политики, которое провозглашает неприкосновенность прав и свобод человека.
Консерватизм — течение, поддерживающее на идеологическом уровне традиционные религиозные ценности и социальные доктрины.
Образуется теория общественного договора, согласно которому люди отчасти отказываются от своих прав и свобод с целью поддержания и развития государства и общества.
Образуются зачатки таких течений как парламентская демократия, религиозная толерантность, появляется теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Формируется социальная философия, философия науки, философия человека, философия права, исследование морали, этики.
Появляется марксизм, как антибуржуазный вариант социальной философии, критиковавший буржуазный класс.
Происходит становление позитивизма.
Позитивизм — учение в философии и методологии науки, согласно которому единственный источник знаний — эмпирические исследования.
К чисто философским проблемам Нового времени относятся следующие проблемы.
Рассмотрение мира как строго упорядоченной системы, которую можно анализировать. Главенствующим течением этого времени можно считать рационализм, провозглашающий веру и уверенность в способностях разума разрешать загадки природы, познать себя и окружающую действительность, преобразовать общество и человека.
Эмпиризм, сторонники этого течения не отказывались от значения разума, но придерживались идеи о первичности опыта в познавательном процессе.
В целом же в эту эпоху возникает культ разума, где наука рассматривалась высшей формой культуры. Философия также стремилась стать «научной», отыскать научный метод. Возникает крайний сциентизм.
Механицизм — механика легла в основу познавательной парадигмы. Природа рассматривалась как «мир машин», созданный Богом, где человек — самая удивительная из них.
Френсис Бэкон — английский философ, считающийся основоположником методологии экспериментального естествознания. Стоит у истоков эмпиризма, как течения, провозглашающего роль опыта в определении истинного знания. Он видел философия как практическую науку, она должна помочь человеку господствовать над законами природы. Постичь же природы возможно только путем исследования и синтезирования отдельных проявлений — с помощью индукции.
Томас Гоббс — мыслитель, провозглашающий идеи сенсуализма и фатализма. Соглашался с проблемами механистической концепции, основанной на идееоб объективности существующих тел, однако представления о весе. размере существующих тел не могут носить субъективный характер. Разрабатывал идеи о человеке как о гражданине государства.
Главный труд Т.Гоббса "Левиафан". В нем английский философ проводит параллель между библейским персонажем и государством, которое принижает и ограничивает свободу людей. Главная идея этого сравнения и его работы в целом, заключается в идее о необходимости возвращения к условиям общественного договора. Государство возникло в результате договора между людьми, однако со временем государство забыло о нем.
Рене Декарт — французский мыслитель, сторонник рационализма. Разрабатывает учение о субстанции, главным качеством которой считается дуализм — наличие материальной и духовной стороны. Атрибуты субстанции: протяженность для материальной и мышление для духовной стороны. Стремился отыскать метод, обеспечивающий получение истинного знания.
«Если мы станем отвергать все то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать все это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно, существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке».
Блез Паскаль — французский философ, который вывел христианские идеи из синтеза космологии и метафизики.
Бенедикт Спиноза — нидерландский философ-рационалист, который придерживался монизма, где Вселенная состоит из одной субстанции, вобравшая в себя духовное и материальное начало.