Философия Китая, наряду с философией Индии и Японии относится к восточной философии.
Многие мыслители считают, что не существует оснований для отграничения восточной философии от западной. Принято считать, что философия Востока интуитивна, мистична, носит религиозный характер, в то время как мудрость Запада ориентируется на рациональность, прогресс, активную деятельность. Однако детальное сопоставление западной и восточной философии показывает, что существующие различия носят не географический, а универсальный характер. Например, мистика это не только характерная черта восточной философии, но и западной. Также восточные философы много времени уделяли проблемам логики, которая считается проблемой западной философии.
Философия Китая зарождается в то же время, что и философия Древней Индии и Древней Греции — в середине первого тысячелетия до нашей эры.
Специфические черта китайской философии - ее зооморфный характер. Китайская философия зарождалась в мифах, где многие боги и духи были схожи с животными.
Первопредок китайского государства — Шан-ди — верховное божество.
Другая особенность китайского мифа — культ предков, выражающийся в вере в то, что умершие предки оказывают влияние на жизнь потомков.
Мифилогия древнегго Китая также основана на вере в противопоставление двух противоположных начал — женского, инь,и мужского, ян. В далекой древности не существовало ничего, кроме хаоса, в котором зародились эти два начала, два духа инь и ян. Два духа привнесли порядок и дух ян стал правителем неба, а дух инь стал управлять землей.
К первому тысячелетию до нашей эры произошла рационализация мифов, мифы становятся частью китайской философии.
Однако нельзя не учитывать тот факт, что восточная философия возникает благодаря мыслителям правополушарной культуры, в них воспринимаются звуки иначе, поэтому обозначить звуки буквами этим культурам очень сложно, они воспринимаю мир в конкретных образах.
Другая черта философии Китая — холизм. В ней человек и природа не рассматриваются как два противоположных элемента, а понимаются как целостная структура.
Интуитивность — этот принцип связан с холистическим мышлением, так как невозможно проанализировать то, что представляет собой всеобщее единое. Единую целостность можно познать только при помощи типа познания, основанное на интуиции.
Символизм — в китайском мышлении используются образы в качестве орудия мышления.
Тиянь — познание единого возможно при помощи»тиянь», который представляет собой сложный когнитивный акт, основанный на познании, эмоциональном переживании и волевых импульсах. Тиянь представляет собой синтез нравственного сознания и эстетических ощущений.
Философское мышление строится при помощи иного логического подхода. Выделяются центральные понятия и по отношению к ним приводятся объяснения и сопоставления.
Движение понималось как цикличное.
В философии Китая отсутствует четкий категориальный и терминологический аппарат, термины в ней многозначны, большое внимание уделяется передаче созданного, а не созидании нового.
В Китае не произошло разделения сферы деятельности людей, свойственной Древней Греции, поэтому философия всегда была связана и подчинена государству. Философы образовывали специальный слой «служивых людей» - шэньши — и были на службе у государства. Поэтому вопросы общества, государства, практический подход к жизни общества является первостепенным в философии Китая.
Господство конфуцианства и оторванность от научных открытий привела к тому, что в философии мало уделялось внимания вопросам бытия, мышления, природы и сознания. Философы в этих вопросах пользовались наивно-материалистическими объяснениями.
Конфуций — первый известный нам философ Древнего Китая, Лао-Цзы — основоположник даосизма — предположительно, является старшим его современником.
Конфуцианство - учение, согласно которому человеку необходимо подчиняться судьбе, существующим в обществе правилам, несправедливости - всему тому, что создано Небом.
Даосизм - учение, основными проблемами которого является естественный поиск возможного бессмертия и нравственного совершенствования.
В философии Китая центральное место занимает изучение общественных отношений: человек и общество, правитель и подчиненный. Этика является ее главным направлением.
Конфуцианство во II веке до н.э. добивается статуса ортодоксальной идеологии. Выделяют две особенности конфуцианства:
Установка Конфуция гласит «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».
Проблема единства мира решалась представлениями о тянь — небо и дао — закон изменения вещей. В философии Лао-цзы тянь и дао рассматриваются как надмировое значение, у Конфуция они изучались с помощью этического подхода. Независимо от подходов трактовки этих понятий религиозное звучание в них остается приглушенным.
Тянь — высшая сила, сознательная и безличная.
Дао — закон изменения вещей, вызываемого силой Тянь.
Человеку необходимо подчиниться Дао, услышать ритм природы, что возможно сделать только избавившись от голоса своих собственных желаний. Для Конфуция соблюдение Дао предполагает жить совершенным мужем, свободным от низменных влечений, ориентироваться на потребности общества, а не свои.
Для совершенного мужа характерны четыре качества: