Слово проблема имеет несколько значений. С древнегреческого его можно перевести как «задача» или «задание». Кроме того, оно означает познавательное или информационное затруднение, которое необходимо преодолеть для осуществления деятельности.
Г. В. Баранов определяет проблемы философии как осознанные информационные и познавательные противоречия между факторами многомерного бытия и реальными возможностями человека по трансформации объектов бытия в состояния оптимальности жизни индивида и социумов.
Из-за многомерности бытия человек не способен осознать и представить себе все многообразие проявления бытия, представляемое ему в виде хаоса, поэтому человек и социум стремится к упорядочиванию - созданию искусственных, прогнозируемых условиях, в которых он будет существовать и чувствовать себя комфортно. Так человек преодолевает хаос бытия и приводит его в автономное упорядоченное индивидуализированное бытие.
Проблемы философии как науки формулируются на уровне глобального хаоса бытия, в которых реализуется потребность людей в знании всеобщего. Выделяют следующие вилы философских проблем на основании объекта исследования:
Энгельс считал, что основными проблемами философии являются:
Онтологическая проблема философии представляет собой исследование сущности, качеств и законов бытия, сущего, познание отдельных его качеств. Именно этим занимается отдельная философская дисциплина онтология. Философия начинается в данной проблемы, уже в древности философы стремились определить нечто вечное, абсолютное, имеющее высший смысл. В число вопросов онтологии входит проблема бытия и небытия, проблема Бога, единства мира, материи, сознания, движения, пространства, бесконечности и т.д.
Под бытием выступает самая универсальная философская категория, которая определяет существование вообще, совокупность всего сущего. Она отражает стремление философов представить мир как целое, гармоничное и многообразное.
Гносеологическая проблема философии состоит в определении сущности, качеств и законов познания и человеческого знания. Этим занимается гносеология, а также такие разделы философии, как эпистемология (часто употребляется как синоним гносеологии) и логика. Гносеология стремится изучить закономерности развития познания и его формы, возможности и границы познания, условия его достоверности и истинности. В круг проблем гносеологии входит проблема методов познания, истины и ее критерии, научное познание и его особенности, познавательные способности человека и т.д.
Аксиологическая проблема философии сосредоточена вокруг сущности, качеств и формирования ценностей и оценочного знания в культуре человека.
Теологическая проблема связана с пониманием сущности Бога и религиозного опыта в жизни человека.
Социальная проблема философии связана с существованием общества и стремлением человека найти свое место в мире. Социальная философия стремится найти ответ на вопрос, что такое общество и какое значение оно имеет в жизни человека, а также к чему оно обязывает.
Философская антропология стремится к познанию человека в его целостности, в единстве его духовной и практической деятельности. Человек в философской антропологии предстает как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и бытия, особенности его мировосприятия. Философия решает проблемы, связанные со свободой, сущностью человека, смыслом человеческой жизни, его поведением, воздействием различных факторов.
С течением времени появляются новые философские проблемы, которые ставит перед человеком особенности его среды существования. Так, в XX веке появилась такая новая проблема, как проблема техники в философии. Это связано с увеличением влияния техники на жизнь человека, его хозяйственную и культурную деятельность. В качестве основных вопросов поднимаются темы природы техники и ее истоков, зависимость науки от технического знания, влияние на экономические, социальные, психологические, экологические процессы и т.д.
Основные проблемы философии традиционно представляются как вечные и неизменные. Однако историческое раскрытие подходов к ним показывает, как происходило переосмысление этих вопросов, как изменялись сами процедуры философского исследования. Свои проблемы выдвигает прежде всего историческая эпоха, а значит, постановка проблемы и ее рассмотрение зависит прежде всего от формы труда и уровня знаний эпохи, мышления и образа жизни современников. В зависимости от исторического контекста проблема, например, человека и природы, будет абсолютно по-разному решатся во времена античности и наши дни. От исторического характера зависит особенности миропонимания той или иной проблемы, нарастание ее актуальности или, напротив, схождение в тень.
Однако проблемы философии, проходя сквозь самые разные исторические времена, приобретают свой конкретный и неповторимый облик. Более того, меняется сам подход к философии, ее функциям и назначению. Тем самым мы видим, что проблемы философии носят не только вечный, но и открытый характер, более того, они не завершены, как и сама история.
Однако не стоит воспринимать проблемы философии как чисто умозрительные и теоретические. Для каждого исторического этапа они носят свой конкретный практический характер, в рамках которого для него философия может найти свой ответ и решение. Это подчеркивает процессуальный и динамичный характер философии. При этом философские концепции не только отражают действительность, но и прогнозируют будущее, таким образом сохраняется преемственность и смысловое единство философии.