Онтология – это раздел философии, посвященный изучению вопроса бытия, его сущности, форм, явлений, закономерности существования и развития.
Хотя сам термин онтология был предложен лишь в 17-м веке, а окончательно и однозначно вошел в философскую практику еще позже, в трудах Х. Вольфа, исторически именно онтологические вопросы были первыми, к решению которых обратились философы, можно сказать, что именно с проблемы бытия началась философия.
Вопрос сущности бытия поднимался первыми философами в попытках выйти за рамки мифорелигиозного мировоззрения, противопоставив ему знание. При этом, что характерно вопрос о путях достижения этого знания в онтологической проблематике не ставится. Ряд исследователей выделяет существование онтологической парадигмы в философии, т.е. доминирование представлений о том, что бытие существует само по себе и лишь взаимодействие с ним служит источником разумности и смысла в жизни человека. Онтологическая парадигма зарождается в античности и доминирует вплоть до Нового времени, когда ее сменяет парадигма гносеологическая.
На протяжении истории философии возникали самые разнообразные подходы к решению вопросов о бытие. Рассматривая проблему сущности бытия мыслители наиболее часто прибегают к одной из двух альтернативных концепций – материализму или идеализму. Обе они зародились еще в древней Греции и предлагают кардинально противоположный взгляд на мир.
В современной онтологии преобладает трехчастная структура бытия:
Под природным понимается вся совокупность живой и неживой природы начиная от макрокосмоса, заканчивая микромиром, за исключением человека. Социальное бытие включает в себя всю совокупность человеческого мира, его культуру, экономические и политические отношения, общество. Духовное бытие в свою очередь охватывает те элементы психической жизни человека, которые остаются как бы «в тени», но тем не менее оказывают вполне реальное на человеческую деятельность. В первую очередь к нему относят архетипы, неосознаваемые стереотипы, установки, идеи.
Гносеология – это раздел философии изучающий процесс познания, его пути, методы, закономерности, стороны, результат познания и критерии его достоверности.
В философском обиходе используется два термина – гносеология и эпистемология. Ряд авторов выделяет специфику для каждого из них, так предполагается что гносеология уделяет наибольшее внимание категориям субъекта и объекта познания, в то время как эпистемология непосредственно самим методам познания. Другие авторы напротив считают данные понятия взаимозаменяемыми, указывая на разные периоды и географические районы их возникновения. Термин гносеология возник в европейской традиции и используется преимущественно в отечественной литературе, а эпистемология в англо-американской среде и в настоящее время используется в англоязычных источниках.
Однако вопросы познания ставились философами задолго до появления самих терминов. Первые самостоятельные гносеологические концепции появились еще в период античности, в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и других. Тогда же зародились основные подходы к решению вопроса об источнике познания:
Сенсуализм предполагает, что источником познания выступает сам познаваемый объект (идея о единстве объекта и знания о нем), а процесс познания тождественен процессу чувственного восприятия.
Сенсуалистической позиции противостоит рационализм, который указывает на субъективность и противоречивость чувственного познания и объявляет его мнимым. Истинное знание в рационализме можно постигнуть лишь умозрительно, отвлекшись от ощущений, в абстрактной форме. Источник знаний таким образом находится в самом разуме или душе человека, что порождало мысль о врожденных идеях или знаниях, которые душа черпает из некоего идеального источника (мира идей, космоса, бога и т.д.).
Эмпиризм развился в Новое время как дальнейшая эволюция сенсуализма и продолжил противостояние с рационализмом. Эмпиризм принял критику субъективности чувственного познания, введя необходимость критериев истинности получаемого знания, важнейшим из которых является опыт, т.е. проверка знания на практике, его повторяемости, независимости результатов от наблюдателя и т.д. В центре эмпиризма лежит экспериментальная концепция.
Развитие онтологических и гносеологических концепций в значительной степени детерминировалось принадлежностью конкретного автора к метафизическому или диалектическому подходу к видению мира.
Метафизическое учение предполагает постоянство, стабильность мира и его первооснов, согласно ему видимое изменение мира лишь иллюзия движения, не более чем изменение количественных показателей отдельных величин, в то время как основные детерминирующие силы мира остаются неизменными. Метафизика уделяет преимущественное внимание онтологическим вопросам.
Диалектика напротив является учением о развитии и движении. Диалектический подход предполагает возможность бесконечного развития мира которое осуществляется через разрешение противоречий, возникающих между различными частями единого целого (как например метафизика и диалектика противоречивые части философии). Диалектика в большей степени сосредоточена на гносеологической проблематике.