Само понятие немецкая классическая философия было предложено Фридрихом Энгельсом в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Несмотря на то, что философ не разъясняет, что же он имеет в виду, но под классикой немецкой философии понимают высшую степень развития, некий образец.
Для немецкой классической философии характерно:
И. Кант — основоположник классической немецкой философии. В его деятельности выделяют докритический период, когда философ интересуется законами естественного мира. В этот период он пишет такие работы как «Мысли об истинной оценке живых сил» и «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения», «Всеобщая естественная история и теория неба», а его магистерская работа называется «Об огне».
В критический период, под влиянием идей Юма, Кант полностью меняет сферу своих научных интересов. В этот период создаются его знаменитые «Критики»:
Критика метафизики привела к пересмотру основных проблем философии. Критикуя логику, которую Кант называл «общей», он обращает внимание на то, что подобный ход мысли не может породить нового знания, а лишь преобразовывает имеющееся. [Замечание]
Если до Канта существовало два способа познания — опытным путем, то есть эмпиризм, и разумом, то есть рационализм, то Кант критикует эти подходы, которые по его мнению исчерпали себя. Кант выдвигает идею трансцендентальной логики. Благодаря ей процесс познания становится не копированием объектов субъектами, а творческим, созидательным, синтезирующим процессом. [/Замечание]
Согласно Канту, все суждения делятся на аналитические и синтетические:
Для трансцендентальной диалектики Канта большую роль играет внимание к антиномиям. По мнению философа антиномии возникают из-за неиссякаемого желаниям человека пресечь границу тех, знаний, которые нам доступны чувственным путем. Но человек не способен познать, что находится за этим пределом, он не способен познать первую сущность. Антиномии показывают и силу, и бессилие разума. Идеи об ограниченности разума позже сформируются в агностицизм, направление, которое можно охарактеризовать как учение об непознаваемости объективного мира.
И.Г. Фихте — первый философ, ученик Канта, заявивший, что мы должны изменять мир, а не познавать его. Начиная с него немецкую классическую философию станут именовать философией самосознания. Это связано с тем, что активным субъектом в познавательном процесс у Фихте, а также Шеллинга и Гегеля станет человек. Рефлексировать здесь значит осознавать самого себя. И познать себя человек может только сравнивая с другими объектами. У Фихте такое познание представлено формой круга — Я— другие объекты — Я. И в этом процессе заключается суть нашего сознания. «Вещь в себе» человеку просто не нужна, потому что вся наша действительность создана субъектом. Он развивает идеи о воображении как о важном средстве познания.
Философию Фихте, проникнутую пафосом практического преобразования, называют философией активизма. Назначение человека преобразовывать мир согласно нравственным законам.
Ф. Шеллинг. Его философия имеет три основных направления:
Натурфилософия. Шеллинг не разделяет точку зрения Фихте о том, что их действующего Я можно вывести не-Я, природный мир невозможно объяснить посредством воображения. В природе он занимается поисками некоего начала с чертами субъекта.
Шеллинг является свидетелем больших научных открытий, таких как электричество и магнетизм, которые нельзя объяснить механистической причинностью. Он создает динамическое рассмотрение природы. Натурфилософией станут называть предложенную Шеллингом картину природы, основанную на полярности — единстве противоположностей и «потенциях» (формах движении материи — социальная, биологическая, физическая, химическая, механическая).
Эстетический идеализм. Практика и теория сливаются в «Я» художника. Он создает эстетическую реальность, где произведение искусства есть воплощение гармонии, приобретающее характер чуда, потому что оно содержит даже больше того, что хотел сказать художник. Эстетика у Шеллинга — вершина знания.