Научное познание – это вид познания, направленный на добывание истинных знаний, открытие законов, при помощи обобщения реальных фактов.
Оно превосходит обыденное познание, т.е. познание, основанное на личном опыте пережитого, связанного с жизнедеятельностью человека. Научное познание основывается на высшем уровне логического мышления, результатом такого познания становится научное открытие. Открытия и обнаружение ранее неизвестных явлений, законов, свойств или закономерностей, всё это является выражением данного вида познания.
Наука, занимающаяся изучением учения о научном познании, называется эпистемологией.
Существуют определенные особенности, характеризующие все грани познания окружающего мира при помощи науки:
Научное познание бывает двух уровней: эмпирическим и теоретическим.
Эмпирический уровень представляет собой опытное и непосредственное описание объекта. Включает в себя получение необходимых исходных фактов, данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание научным языком, полученных данных, их первичная систематизация и классификация. На этом этапе познание ещё остаётся на уровне явления, но уже созданы предпосылки для проникновения в сущность объекта.
Основной единицей эмпирического познания является знание научного факта. Для достижения результата при эмпирическом познании используют два основных метода: наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это организованное и целенаправленное познание действительности при помощи органов чувств или специальных приборов.
Этот метод представляет собой пассивный сбор фактов об объекте или явлении. Он может быть свободным, когда данные собираются посредством человеческих чувств или приборным, с использованием специальных приборов.
Эксперимент – изучение объектов, путем вмешательства в их деятельность, с целью выявить закономерность изменений и поведения.
Источником научных знаний, является научный факт – реальное явление или событие, зафиксированное нашим сознанием.
Теоретический уровень характеризуется глубоким осмыслением и проникновением в саму сущность изучаемого объекта, выявлением и объяснением закономерностей его развития и функционирования, производится построение модели объекта и её углубленный анализ. На основе данных, полученных при помощи эмпирического метода, используют теоретический метод.
Научная проблема – это противоречие между существующими знаниями и представлениями об изучаемом объекте или явлении, с новыми фактами.
Для устранения этого несоответствия, необходимо собрать больше данных и фактов о явлении или объекте. При выборе проблемы для исследований, прежде всего, руководствуются ее актуальностью и применимостью в практических сферах.
Научная гипотеза – это обоснованные научные предположения, которые объясняют определённые параметры изучаемого объекта, и не противоречат имеющимся научным данным.
Она должна отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой, дополнять отсутствующие факты догадками и научными предположениями. Основные положения гипотезы, не должны идти в разрез с законами той области, относительно которой выдвигалась гипотеза, и не иметь логических противоречий. В целом, гипотезу используют, чтобы закрыть пробел нехватки практических знаний, при помощи теоретических предположений и догадок.
Для подтверждения гипотезы требуется доказательство. Доказательство бывает двух видов: прямое и косвенное.
Прямое доказательство основывается на практике и является точным подтверждением гипотезы. Косвенное или теоретическое доказательство указывает на уже имеющиеся факты и на их связь с доказывающим объектом. Косвенное доказательство может вытекать из уже принятых положений и законов, косвенно указывающих на подтверждение гипотезы.
Доказанная гипотеза может выступать в качестве основы для построения научной теории. Научная теория является высшей формой научного познания, которая описывает и объясняет определенную область действительности. Теория включает в себя основные теоретические обоснования, постулаты, принципы, основные идеи, структуру, логику и методы. Для понятия гипотезы, теории или научного факта человек использует некоторые приемы мышления:
Наука представляет собой систему знаний, включающую в себя данные о закономерностях, законах, развитие природы и методах мышления. Она направлена на систематизацию и классификацию объективных знаний и имеющихся в распоряжении данных.