Научное познание, его методы и особенности


Научное познание, его методы и особенности

Понятие научного познания

Определение 1

Научное познание – это вид познания, направленный на добывание истинных знаний, открытие законов, при помощи обобщения реальных фактов.

Оно превосходит обыденное познание, т.е. познание, основанное на личном опыте пережитого, связанного с жизнедеятельностью человека. Научное познание основывается на высшем уровне логического мышления, результатом такого познания становится научное открытие. Открытия и обнаружение ранее неизвестных явлений, законов, свойств или закономерностей, всё это является выражением данного вида познания.

Замечание 1

Наука, занимающаяся изучением учения о научном познании, называется эпистемологией.

Существуют определенные особенности, характеризующие все грани познания окружающего мира при помощи науки:

  • Во-первых, основной его задачей является обнаружение, открытие, распознавание и объяснение явлений, законов, закономерностей и свойств с объективной точки зрения. Объяснение законов действительности, мышления, социальных и природных факторов. Ориентация исследований направлена на изучение объективной и наиболее существенной стороны явления.
  • Во-вторых, основной и непосредственной целью научного познания является познание и доказательство объективной истины, достигается это, в основном, при помощи рациональных средств и методов.
  • В-третьих, в большей степени, чем большинство других видов познания, оно ориентировано на применение и воплощение в практике.
  • В-четвертых, был выработан специальный язык, основным преимуществом которого является точное использование схем, терминов, определений и символов.
  • В-пятых, познание научным методом представляет собой сложный процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную, постоянно развивающуюся систему теорий, понятий, гипотез, законов.
  • В-шестых, научное познание совмещает в себе два противоборствующих метода. С одной стороны, это доказательность, обоснованность полученных данных и результатов, достоверность и правильность выводов, а с другой стороны - наличие гипотез, предположений, допущений и теорий. Там, где не хватает данных для точного определения того или иного явления, строятся предположения и теории.
  • В-седьмых, проведение научных исследований, а значит и научное познание, невозможно без применения специальных вычислительных устройств, инструментов, приборов и аппаратов.
  • В-восьмых, еще одна черта, характеризующая научное познание - это процессуальность. Научные открытия не происходят спонтанно, они вызваны чередой событий и исследований, благодаря которым и происходит открытие.
  • В-девятых, научные знания, составляют область проверенных и доказанных сведений бытия.

Уровни научного познания

Научное познание бывает двух уровней: эмпирическим и теоретическим.

Эмпирический уровень представляет собой опытное и непосредственное описание объекта. Включает в себя получение необходимых исходных фактов, данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание научным языком, полученных данных, их первичная систематизация и классификация. На этом этапе познание ещё остаётся на уровне явления, но уже созданы предпосылки для проникновения в сущность объекта.

Основной единицей эмпирического познания является знание научного факта. Для достижения результата при эмпирическом познании используют два основных метода: наблюдение и эксперимент.

Определение 2

Наблюдение – это организованное и целенаправленное познание действительности при помощи органов чувств или специальных приборов.

Этот метод представляет собой пассивный сбор фактов об объекте или явлении. Он может быть свободным, когда данные собираются посредством человеческих чувств или приборным, с использованием специальных приборов.

Определение 3

Эксперимент – изучение объектов, путем вмешательства в их деятельность, с целью выявить закономерность изменений и поведения.

Источником научных знаний, является научный факт – реальное явление или событие, зафиксированное нашим сознанием.

Теоретический уровень характеризуется глубоким осмыслением и проникновением в саму сущность изучаемого объекта, выявлением и объяснением закономерностей его развития и функционирования, производится построение модели объекта и её углубленный анализ. На основе данных, полученных при помощи эмпирического метода, используют теоретический метод.

Формы и методы научного познания

Научная проблема – это противоречие между существующими знаниями и представлениями об изучаемом объекте или явлении, с новыми фактами.

Для устранения этого несоответствия, необходимо собрать больше данных и фактов о явлении или объекте. При выборе проблемы для исследований, прежде всего, руководствуются ее актуальностью и применимостью в практических сферах.

Научная гипотеза – это обоснованные научные предположения, которые объясняют определённые параметры изучаемого объекта, и не противоречат имеющимся научным данным.

Она должна отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой, дополнять отсутствующие факты догадками и научными предположениями. Основные положения гипотезы, не должны идти в разрез с законами той области, относительно которой выдвигалась гипотеза, и не иметь логических противоречий. В целом, гипотезу используют, чтобы закрыть пробел нехватки практических знаний, при помощи теоретических предположений и догадок.

Для подтверждения гипотезы требуется доказательство. Доказательство бывает двух видов: прямое и косвенное.

Прямое доказательство основывается на практике и является точным подтверждением гипотезы. Косвенное или теоретическое доказательство указывает на уже имеющиеся факты и на их связь с доказывающим объектом. Косвенное доказательство может вытекать из уже принятых положений и законов, косвенно указывающих на подтверждение гипотезы.

Доказанная гипотеза может выступать в качестве основы для построения научной теории. Научная теория является высшей формой научного познания, которая описывает и объясняет определенную область действительности. Теория включает в себя основные теоретические обоснования, постулаты, принципы, основные идеи, структуру, логику и методы. Для понятия гипотезы, теории или научного факта человек использует некоторые приемы мышления:

  1. Сравнение – нахождение сходств и различий между определёнными объектами или явлениями, уподобление одного рассматриваемого объекта другому.
  2. Анализ – рассмотрение отдельных сторон, свойств, признаков объекта, его мысленное расчленение, с целью досконального изучения.
  3. Синтез – мысленное объединение полученных характеристик при анализе в одно целое, их классификация и структурирование.
  4. Абстрагирование – рассмотрение отдельных признаков изучаемого объекта и исключение других.
  5. Индукция – переход от частного к общему, детальное рассмотрение объекта, с целью вывести общее положение.
  6. Дедукция – процесс, обратный индукции, движение от общего к частному, от рассмотрения общих данных к логическому заключению для конкретной ситуации.
  7. Моделирование – мысленное построение предмета, сходное с реальным объектом, для дальнейшего изучения и получения дополнительной информации.
  8. Аналогия – заключение вывода о сходстве объекта в одних признаках, на наличие сходств в других признаках.
  9. Обобщение – объединение имеющихся данных об отдельном предмете или объекте.

Наука представляет собой систему знаний, включающую в себя данные о закономерностях, законах, развитие природы и методах мышления. Она направлена на систематизацию и классификацию объективных знаний и имеющихся в распоряжении данных.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :