Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире, место в нем человека, его отношения к миру. На этой основе формируются идеалы человека, отражающие его жизненные цели. Мировоззрение может быть обыденно-практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным, прогрессивным или радикальным (реакционным).
Монизм (означает «один, единственный») – философское учение, которое принимает за основу всего одно существующее начало. Материалисты считают началом, основой мира материю, идеалисты – дух, идею.
Толкование мира в целом и объяснения всего разнообразия его проявлений с помощью дополнительной единой субстанции. Под монизмом понимается также логический взгляд, согласно которому любое цельное и последовательное теоретическое построение возможно только на основе единого исходного положения, проведенного через весь ряд научных соображений и, соответственно, уверенность в том, что в основе каждой логично построенной научной концепции лежит один и только один фундаментальный принцип, из которого выводятся все другие теоретические положения концепции.
По отношению к основному вопросу философии материализм означает требование его строго однозначного решения, что предполагает признание примата материи над духом или духа над материей. Это требование исключает все проявления дуализма, который с точки зрения монизма выглядит как простая непоследовательность.
Материалистический материализм находит свое выражение в утверждении единства мира (бытие), (космоса), ("универсума") в его материальности. В противоположность ему идеалистический материализм утверждается в постулировании идеальной (духовной) природы бытия.
Философия Гегеля – одна из основных направлений идеалистического материализма.
На примере Дюринга Ф. Энгельс показал, что сколько-нибудь последовательная философия может выводить единство мира или мышления, или по той объективной реальности, которая существует вне его, с давних времен в гносеологии называется материей и изучается естествознанием.
Материалистический материализм характерен для диалектического материализма, который исходит из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире являются разными видами подвижной материи. В философии марксизма материализм распространяется и на общественные явления.
Противоположность монизму – дуализм.
Исторические формы философского монизма – как продукт развития монистической тенденции в философии на разных этапах развития научно-теоретического мышления.
Первая историческая форма монистической философии – космологический монизм.
Характеризуется эстетично философскими представлениями о мире как о замкнутом, гармонично организованном космосе, возникшем по какой-то космической "стихии" (хаоса). В классически чистом виде эта форма выступила у древних греков (Фалес, Анаксимандр) и особенно у Гераклита. Эту форму можно отнести к материалистическому типу.
Высшая степень античного материализма – атомистический монизм Демокрита. Монизм достигает, с одной стороны, более высокого уровня абстракции, а с другой - теснее связывается с естественно-научным способом понимания мира.
Религиозно-этическая форма монизма стояла в оппозиции по отношению к атомистическому монизму (представлен философией Платона). Платон уверял в примате интеллектуального мира ("идеи"), он положил начало линии идеализма в философии.
Пантеистическая форма монизма создалась как реакция на дуализм средневековой идеологии (дуализм бога и мира, души и тела). Получила свое развитие в философии Бенедикта Спинозы (1632-1677).
Монизм немецкого классического идеализма. Попытку преодолеть кантовский дуализм на почве субъективного идеализма начал Фихте (1762-1814), но оказалось, что единственной формой монизма, построенной на основе последовательно проводимой субъективно-идеалистической предпосылки, может быть только солипсизм.
Материалистическая форма монизма: