Логический атомизм представляет собой философское идеалистическое учение начала двадцатого века. Его идейной основой является стремление оправдать и преодолеть несостоятельность метафизической позиции в философии через неточность языковых средств, которыми она пользуется, а также полемика с холистическим неогегельянством Ф. Брэдли, в котором постулировалось что установление истинности отдельного факта невозможно без установления истинности всей системы фактов вообще.
Логический атомизм развивался Б. Расселом и его учеником Л. Витгенштейном, в таких трудах как:
Б. Рассел был одним из сподвижников логицистической концепции обоснования математики, согласно которой вся математика сводилась к математической логике, причем взаимоотношения между понятиями в этой логике выстраивались таким образом, что сложные конструкции выступали лишь функцией истинности их составляющих. Самим Расселом был написан исчерпывающий труд в рамках данной концепции, на долгие годы ставший «библией» специалистов по математической логике.
В логическом атомизме Расселом была предпринята попытка переноса своего исследования математической логики на структуру познания и представление о мире вообще. Б. Рассел придерживался идеалистических взглядов и постулировал принцип нейтрального монизма – т.е. существования некой изначальной сущности лежащей в основе всего, которая представляет собой непосредственные чувственные данные.
Эти данные, т.е. атомарные факты, жестко увязываются Расселом с единицами языка – атомарными предложениями, которые могут быть истинными или ложными, и в свою очередь выступают основой для построения более сложных предложений и знаний об окружающем мире.
При этом Б. Рассел предполагает, что в основе окружающего мира лежат не вещи, т.е. не материя – а факты, т.е. единицы чувственного познания, которые могут быть интерпретированы в качестве материальных или духовных, психических явлений в зависимости от структуры конкретной языковой модели, которой пользуется субъект, их наблюдающий.
Таким образом, с одной стороны Рассел не делает различий между материальным и духовным миром, фактически отрицая существование и того и другого, а с другой полностью подчиняет восприятие мира, построение его картины логике того языка, которым пользуется наблюдатель.
При этом Рассел закономерно отмечает несовершенство бытового, равно как и научного языка, в котором нередко можно встретить подмену понятий, неясность отношений между понятием и его содержанием, замену понятия его описанием, что создает возможности для неточности и существования парадокса.
Поэтому главной задачей всей философии является создание совершенного и универсального языка, в основе которого лежит язык математической логики. При этом логика должна стать основным методом философии, а философия в свою очередь стать логикой науки, т.е. выполнять функцию логического анализа и совершенствования научного языка.
Стремясь исправить неопределенности в картине мира и обосновать значимость собственной философской концепции Рассел вместе с Витгенштейном занимаются созданием логически совершенного языка, который позволял бы отражать реальную картину мира, состоящего из атомарных чувственных данных. В качестве исходной модели для данного языка была выбрана разработанная Расселом концепция логической структуры математики.
В процессе его создания был выработан ряд принципов:
Данные предположения отражаются как внутреннюю структуру логически совершенного языка, так и его соотношения с теорией познания реальности. Единицей языка выступает атомарное предложение. Причем атомарное предложение является элементарной и не разложимой далее единицей, поскольку только в его рамках может выразиться мысль, в то время как в более мелких лексических объектах – словах или словосочетаниях, смысл не отражается. Под смыслом Рассел понимает информацию либо о свойстве, либо о взаимном отношении объектов.
Например, в качестве атомарного предложения можно рассматривать следующее: «ткань - синяя». В его основе лежат два атомарных факта, т.е. непосредственных чувственных впечатления – это ткань и это синий цвет. Между ними установлено взаимоотношений через отношения принадлежности («есть»), которое свидетельствует о наличии у предиката ткань свойства быть синим.
Таким образом, атомарное предложение выступает прямым отражением воспринимаемых личностью атомарных фактов, которые в его рамках связываются с помощью отношений. При этом, согласно принципам логического атомизма истинность атомарных предложений определяется наличием самих атомарных фактов, т.е. представленностью в опыте синей ткани, а не самой структурой предложения.
Каждое атомарное предложение есть единица знаний о реальности из которых, как из кирпичиков выстраиваются более сложные предположения, предположения, гипотезы и картины мира. Однако их истинность является лишь производной функцией истинности атомарных предложений, лежащих в их основе. Чем сложнее конструкция, тем больше атомарных предложений она содержит, тем больше вероятность того, что часть их них окажется ложными.
При этом такие возможности как обобщение и генерализация знания и фактов Расселом принципиально отрицаются, т.к. каждый факт независим друг от друга и не может свидетельствовать о ложности или истинности другого, т.е. познание мира становится коллекционированием единичных фактов или собиранием мозаики.
Концепция логического атомизма заложила основы ряда интересных исследований в области логики, языкознания, а также аналитической философии, однако сама быстро исчерпала себя. Л. Витгенштейном отказался от нее вскоре после написания «Логико-филосфского трактата», а сам Рассел признал несостоятельность концепции ближе к середине века. Ее несостоятельность заложена в самой идее подчинить все многообразие языка и реальности, жестким и узким рамкам логики, которая является идеальной, но моделью реальных процессов, т.е. всегда уже действительной конъюнктуры и проявлений.