Само слово «культура» происходит из римской античности от слова «ухаживать». Ведь изначально этот термин относился исключительно к обработке земли. Условно античную культуру можно разделить на Древнегреческую и Древнеримскую.
Первые упоминания о культуре в переносном смысле принято считать книгу Цицерона «Тускуланские беседы». В ней он показывает, чем мир людей отличается от мира природы. С тех пор культура воспринимается, как результат деятельности человека, а не что-то созданное природой.
В основе античного понимания культуры лежит идеал человека, способного наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было смыслом культуры. Именно поэтому как моральные нормы, а также характер их усвоения. В Древней Греции была некая система воспитания и обучения, которая могла развить у человека чувство прекрасного. Единство с природой при этом не терлось, таким образом культурный человек считал свою жизнь естественным продолжение природного порядка.
Эпоха культуры начинается с образования городов-государств (полисов). Культура античности на протяжении всего времени тесно связанна с мифологией. Рост знаний, динамика общественной жизни, социальные отношения, все это подрывало формы мифологического мышления. Расширялся кругозор, письмо давало возможность записывать важные наблюдения, это не играло на руку мифологии.
В учениях античных философов культура занимала особое место, она фактически формировалась на основе философии, а культурно-философские восприятия строились на представлении о Космосе.
Термин «античность» в нынешнем понимании – это культура Древней Греции и Рима. Существовали понятия античной философии, античной этики, культуры и тд. Чуть позднее слово «Античность» приобрело значение «древний». Предметы старины стали называть «антиками».
Культуре древней Греции и Рима придают особое исключительное значение. В античном мире к сферам культуры, достигшим своего рассвета, относились: искусство, литература, образование, наука, так как все это носило гуманистический характер. Шедевры науки, культуры, созданные древнегреческими философами в дальнейшем стали восприниматься как классические.
В древнегреческой культуре можно было выделить три основные личности человека:
Для древней Греции герой был человеком свободным, наиболее значимым.
Герой – это не совсем человек, но и не божество. Это всегда человек имеющий в родственниках богов.
Самыми известными из них были Геракл, Ахиллес, Прометей. Героизм всегда шел рука об руку с жертвенностью, мудростью, мощью и величием. Герой всегда нуждается в другом герое, чтобы быть первым среди первых.
Второй же тип – это раб, это тоже люди, они прислуживают царю. Быть рабом всегда считалось унизительно. Но при этом Аристотель считал, что раб — это член семьи, так же как муж и дети. Рабство возникло, потому что есть героизм.
Человек «золотой середины» - это люди, живущие по принципу «Я герой, но в меру; я раб, но не слишком». Люди, живущие спокойно, рассудительно, невозмутимо.
Античности было свойственно циклическое переживание времени. Греки видели в истории постоянное повторение, это и привело к циклическому развитию культуры и истории. Цикл шел от золотого века к серебряному, медному и затем к железному. Современная культура считается всего лишь временным отклонением от цикла.