Космоцентризм античной философии


Космоцентризм античной философии

Основа космоцентризма

Замечание 1

Космоцентризм (VI в до н.э.) – это первый этап в развитии античной философии. Начало философии было схоже с мифологическим представлении о мире, так как их основой служили в первую очередь мифы, была связанна с природой и ее явлениями, и поэтому носила название «натуральной» или физической. Спецификой данного этапа является стремление людей к познанию космоса, созданию мира и сущности природы. Так как центром рассмотрения являлся космос, то в основе его лежит природная гармония, а ее источником считалась природа.

Понятие Космоса

Основным принципом философии стал космоцентризм, согласно которому космос был центрально проблемой философии. Космос – этот термин использовался в философии для обозначения мир как организованного и упорядоченного целого. Древние греки сравнивали космос с хаосом, совокупностью всей живой материи, включающий в себя Землю, солнечную систему, нашу и множество других Галактик.

Проблемы первоначала

В Космоцентризме одной из главных проблем, считалась проблема первоначала, из которого можно было вынести все многообразие космоса. Было предложено много вариантов первоначала, что объяснимо, ведь античная философия – это первая историческая форма философии. Рассмотрим несколько из них.

  1. Космические стихии как первоначало – это взятые из мифологии представления о воде, воздухе и огне, позже к ним присоединилась четвертая стихия – земля. Следует заметить, что все стихии рассматривались в их символическом смысле, а не в научном. Это были символы рождения, естественности в первоначальном космосе.
  2. Атомистические учения. Атом – неделимый. Для того чтобы из атомов можно было построить модель космоса их необходимо разнообразить. Изначально разнообразие было исключительно внешним, по форме и размеру. К примеру душа, как и огонь, считалась состоит из сфер, как более совершенной формы.
  3. Пифагореизм. Пифагорейцы считали число как первоначало. Не смотря на то что понятие число само по себе сложно, да еще его необходимо было сконструировать из его многообразие космоса. Все это сводилось к усложнению понятия о первоначале. Зато мысль движется к представлению первоначала как основе космоса.

Философы космоцентризма

Космоцентризм – это этап так же называемый досократовским. В период этого этапа были созданы милетские и элейские школы. Ее представителями являлись Фалес, Анаксемандр и Анаксимен.

Большое значение в этом этапе сыграли такие философы как Пифагор, Гераклит, Аристотель, Платон и Демокрит. Представители милетской школы ставили в центре всего природные явления: Фалес – воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, Анаксимен – воздух. Настоящий же переворот в философии стала логика Парменида, согласно которой «ничто» не может существовать, а «быть» означает, что вещь не сможет стать чем-либо. Его подход был взят за основу во многих философских школах того времени.

Для большинства философов соответствовало двоединство:

  • атомы и пустота у Демокрита,
  • бытие и небытие у Парменида,
  • идей и понятий у Платона,
  • формы и материи у Аристотеля.
Замечание 2

Стоит отметить значимость данного периода, поскольку начало чего-либо, как закладывание фундамента, самое сложное.

Космоцентризм в античной философии отождествлял единство в многообразии. Была открыта природа как объект философии, после этого открытия было проще задать вопросы о человеке и Боге.

Данный период довольно интересен своей спецификой постановки вопроса, которая носит в основном философский характер. В дальнейшем это сыграло огромную роль для развития философии.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :