Космоцентризм (VI в до н.э.) – это первый этап в развитии античной философии. Начало философии было схоже с мифологическим представлении о мире, так как их основой служили в первую очередь мифы, была связанна с природой и ее явлениями, и поэтому носила название «натуральной» или физической. Спецификой данного этапа является стремление людей к познанию космоса, созданию мира и сущности природы. Так как центром рассмотрения являлся космос, то в основе его лежит природная гармония, а ее источником считалась природа.
Основным принципом философии стал космоцентризм, согласно которому космос был центрально проблемой философии. Космос – этот термин использовался в философии для обозначения мир как организованного и упорядоченного целого. Древние греки сравнивали космос с хаосом, совокупностью всей живой материи, включающий в себя Землю, солнечную систему, нашу и множество других Галактик.
В Космоцентризме одной из главных проблем, считалась проблема первоначала, из которого можно было вынести все многообразие космоса. Было предложено много вариантов первоначала, что объяснимо, ведь античная философия – это первая историческая форма философии. Рассмотрим несколько из них.
Космоцентризм – это этап так же называемый досократовским. В период этого этапа были созданы милетские и элейские школы. Ее представителями являлись Фалес, Анаксемандр и Анаксимен.
Большое значение в этом этапе сыграли такие философы как Пифагор, Гераклит, Аристотель, Платон и Демокрит. Представители милетской школы ставили в центре всего природные явления: Фалес – воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, Анаксимен – воздух. Настоящий же переворот в философии стала логика Парменида, согласно которой «ничто» не может существовать, а «быть» означает, что вещь не сможет стать чем-либо. Его подход был взят за основу во многих философских школах того времени.
Для большинства философов соответствовало двоединство:
Стоит отметить значимость данного периода, поскольку начало чего-либо, как закладывание фундамента, самое сложное.
Космоцентризм в античной философии отождествлял единство в многообразии. Была открыта природа как объект философии, после этого открытия было проще задать вопросы о человеке и Боге.
Данный период довольно интересен своей спецификой постановки вопроса, которая носит в основном философский характер. В дальнейшем это сыграло огромную роль для развития философии.