Пространство и время – это сложные философские понятия, которые до сих пор овеяны большим количеством вопросов. Эти понятия изучаются не только философами, но и математиками, физиками и прочими.
Термины «пространство» и «время» появились в философии довольно давно. Первые работы, связанные с ними, принадлежат Демокриту, Ньютону и Эпикуру.
Материальный мир, окружающий нас, состоит из различных структурных объектов. Объекты, в свою очередь, находятся в постоянном движении и развитии. Развитие представляет собой некий процесс развертывания.
Пространство – это способность объекта быть протяжным, иметь место среди других. Говоря о времени, происходит сравнение разных длительностей, которые выражают скорость, темп и ритм процессов развертывания. Пространство и время в философии всегда связаны определенным образом. Их категории - это формы бытия материи.
Философия знает две концепции непосредственно пространства и времени:
Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как свободные сущности, существующие независимо от материальных объектов. В реляционной концепции они рассматриваются как свободные отношения между объектами и процессами. Вне их не существует ни того, ни другого.
Пространство и время обладают общими свойствами:
Свойства времени и пространства разделяют на метрические и топологические. Топологические связаны с прерываемостью и непрерывностью, ориентируемостью и так далее. Метрические отображают бесконечность, конечность и прочее.
Общие свойства пространства – это протяженность разных элементов и их расположенность, возможность объединения элементов, их увеличения или уменьшения.
Наряду с этим существуют специфические свойства пространства:
Всеобщие временные свойства – это связь с материей и ее атрибутами, длительность, ассиметричность, движение от прошлого к будущему, необратимость.
Специфические свойства времени:
Альберту Эйнштейну удалось доказать то, что временные и пространственные интервалы нашего мира при переходе в другую систему отсчета всегда меняются.
Проблему времени можно рассматривать в аспекте субъективного к нему отношения людей. Отношение и осознание времени исторически изменчивы, поэтому проблема времени историко-культурная.
В сознании людей первобытного общества время - это не нейтральная координата, а облик таинственной силы, которая управляет всеми вещами и жизнью человека. Исходя из этого, время эмоционально. Оно может быть добрым и злым, благоприятным и опасным. Существует время сакральное, время жертвоприношения и так далее.
Время для первобытного общества – это не привычное для нас время: оно не течет линейно из прошлого в будущее. Время либо не движется, либо вращается по кругу.
В сознании эллина время играло подчиненную роль. Греки воспринимали время под сильнейшим воздействием мифологического осмысления реальности. Они переживали мир как пребывание в покое или вращение по "великому кругу". Осознание времени, как вращения по кругу, было свойственно и европейским народам. Но данная ориентация существенно трансформировалась в процессе влияния христианства.
В христианском мировоззрении понятие “время” было отделено от понятия “вечность”, так как вечность невозможно измерить временными отрезками. Земное время – это "тень вечности", "смена вещей". Цель христианина - перейти из времени в вечность.
Благодаря христианству историческое время структурируется после разделения его на две эпохи: до рождества Христова и после него. В период XIII-XIV веков европейцы смогли создать средство точного измерения времени. В создании средневековья "время купца" возвысилось над "временем церкви".
Сооруженные механические часы, которые установили на башнях соборов, прекратили церковное временное восприятие, которое измерялось звоном колоколов. Время окончательно выпрямилось в прямую линию, идущую из прошлого в будущее через настоящим.
Элейская школа выработала одну сторону представлений о времени. Историки философии полагают, что именно от элейской школы стала развиваться статическая концепция времени. Данная концепция утверждает, что все моменты прошлого, будущего и настоящего существовали всегда и будут существовать в дальнейшем. Ощущение того, что моменты идут один за другим - это всего лишь иллюзия.
Это представление о мире можно представить в виде киноленты: каждый кадр ее существует до того момента, как попадет на экран, но зритель видит его только в этот момент. Динамическая концепция времени более приемлема для сознания человека. Каждый человек убежден в том, что прошлого уже нет (хотя оно скрыто в возникшем настоящем), а будущего еще нет (хотя оно заложено в настоящем).
Статическая и динамическая концепции существовали много веков. Платон же, например, совмещал эти две концепции, утверждая, что статическое время царит в вечном "мире идей", динамическое же – в "мире вещей", где все возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле.
Как у статической, так и у динамической концепций по сей день есть свои неразрешенные проблемы, которые перемежаются и с сильными аргументами. Некоторые философы предполагают, что развитие обеих концепций в итоге может привести к их синтезу.
Данные концепции выдвигают вопрос о природе времени, отношениях между временем и материей.
Субстанциональное представление о мире возвращает к системе Исаака Ньютона. В своем труде "Математические начала натуральной философии" Ньютон изображает мир, который состоит из пространства и времени, движущихся материальных точек. Пространство и время для Ньютона - это огромная "сцена", на которой разыгрываются явления, где даже при исчезновении этих явлений "сцена" сохранится.
Пространство и время - это сущности, независимые от материи (субстанции). Взглядам Ньютона на время противостояли воззрения немецкого философа Лейбница. Он представлял время не как отдельную самостоятельную сущность, а всего лишь как производную. Именно во времени для философа свое выражение находят определенные взаимоотношения вещей и явлений. Лейбниц называет данную концепцию реляционной, а разрабатывалась она еще Аристотелем.