Континентальной философией, как понятием, пользуются для обозначения важной традиции современной европейской философской системы.
Континентальное философское направление зародилось из концепций, ставших допустимыми в границах философской системы:
Сначала под данным понятием имели ввиду противопоставленность аналитическому течению, в то время английскому (т. е. пришедшему с острова) философских теорий Германии и Франции, получивших широкое распространение в Европе (т. е. на континенте). Затем сторонники направлений перемешались по географическому признаку и в настоящий момент времени континентальное философское направление определяется совокупностью относящихся к нему философских теорий. Эти теории абсолютно различны в своей сущности и начинаются с марксизма, а заканчиваются постструктурализмом, тем не менее они объединены полной свободой концептуализации, которая представляется неприемлемой в аналитическом философском направлении.
Под абсолютным идеализмом подразумевается, что мир включает в себя не присутствующие в реальной действительности, и искусственно придуманные индивидом:
Отсюда возможными будут различные рекатегоризации и переосмысления по какой-либо выбранной основе. К примеру, Ницше проповедовал отсутствие морали и нравственности, Маркс полагал, что в скором времени наступит гегемония пролетариата, Камю был твердо убежден в абсурдности жизнедеятельности.
Многие сторонники континентального философского течения, к примеру, Маркс или Кьеркегор, неоднократно выступали с критикой философской системы Гегеля, но все же их собственные философские теории были построены в соответствии с критикуемым ими Гегелем.
Значительный пласт современного континентального философского направления, состоящий из герменевтики и постструктурализма, непосредственно относится к философской системе постмодернизма.
Феноменологическое направление появилось как продолжение философских теорий Канта и Гегеля. Разработал это направление Гуссерль, который пытался создать методику анализа сознательной сферы на основе изучения различных феноменов при помощи последующих феноменологических редукций: освобождение от субъективности и предубеждения.
Хайдеггер видел в феноменологическом направлении возврат к анализированию вещей в себе, к анализированию реальной действительности, метафизическим основам. Хайдеггер был вдохновлен работами Лао-Цзы и считал, что кризис европейской мыслительной деятельности соотносится с тем, что континентальное философское направление перестало стремится к познанию экзистенции. Хайдеггер был также убежден, что необходимо возвращаться к герменевтической идее, к техникам анализирования текстов, который широко внедряли средневековые философские умы, для познания экзистенции, потому как полагал, что существование можно познать посредством собственной истории - посредством истории слов, его характеризующих.
Продолжил идейную тематику Хайдеггера Гадамер, которым было осуществлено герменевтическое изучение текстов Библии.
Многие писатели, философы использовали тематику внутренней ценностности личности, аксиоматизировали недостаток определенных основ для подражания имеющемуся моральному и культурному нормативу, что приобрело обозначение нигилизм.
К примеру, полагаясь на собственное видение буддизма, нигилистический образ мира был проиллюстрирован Шопенгауэром. Ницше и Шпенглер усмотрели распространяющийся нигилизм в охватывающей их европейской культурной мысли. Ницше полагал, что нигилизм является естественной логической концепцией роста европейской культурной мысли, истоки которой виделись ему, в том числе, в христианском догматировании прирожденного греха личности. Понятие нигилизма прижилось и в России, где многие литературоведы, к примеру, Тургенев описывали образы нигилистов в своих художественных произведениях.
Положительным образом приняли нигилизм мыслители анархического толка, направления, предполагающего отход от государственности, и даже церковности.
Анархистами широко декларировалась свобода личности как первейшая ценность, а вся государственность признавалась препятствием. Хотя концепцию анархизма представляется возможным проследить уже у некоторых досократиков, к примеру Зенона, первый современный мыслитель, применивший понятие анархизма и оформивший его концептуально был Прудон.
Анархическая философская мысль росла и крепла в России, а два русских мыслителя Бакунин и Кропоткин признаются главными идеологами анархического направления в мировой философской мысли.
Экзистенциальные истоки прослеживаются в критике некоторых аспектов философской системы Гегеля, которая звучала от Кьеркегора и Шопенгауэра.
Это направление призывает поставить философскую мысль на служение человеку, так как философская наука должна непременно помочь личности выживать в сложнейших реальных условиях.
В подобном аспекте экзистенциальная теория во многом сходна с прагматической концепцией, но отличается от прагматической направленности тем, что экзистенциальность говорит об абсурдности действительности и иррациональности личности, которая живет в постоянной конфликтности с данной сущностью, а также испытывает полный экзистенциальный кризис. В итоге человек ощущает внутренний вакуум и тревожность.
Самым известным экзистенциалистом двадцатого столетия был Жан-Поль Сартр, он являлся закоренелым атеистом, был убежден, что отсутствие Бога обрекло личность на вынужденную свободу, на бытие без предопределенного назначения, и каждым человеком должно в самостоятельном порядке и с полной ответственностью быть выбрана смысловая наполненность собственного бытия и собственная система ценностей.
Таким образом, экзистенциальное философское направление объединило множество писателей, в трудах которых так или иначе затрагивалась проблема внутреннего вакуума и тревожности личности, конечно же это: