Континентальная философия


Континентальная философия

Основы континентального философского направления

Континентальной философией, как понятием, пользуются для обозначения важной традиции современной европейской философской системы.

Континентальное философское направление зародилось из концепций, ставших допустимыми в границах философской системы:

  • И. Канта
  • Г. Гегеля

Сначала под данным понятием имели ввиду противопоставленность аналитическому течению, в то время английскому (т. е. пришедшему с острова) философских теорий Германии и Франции, получивших широкое распространение в Европе (т. е. на континенте). Затем сторонники направлений перемешались по географическому признаку и в настоящий момент времени континентальное философское направление определяется совокупностью относящихся к нему философских теорий. Эти теории абсолютно различны в своей сущности и начинаются с марксизма, а заканчиваются постструктурализмом, тем не менее они объединены полной свободой концептуализации, которая представляется неприемлемой в аналитическом философском направлении.

Под абсолютным идеализмом подразумевается, что мир включает в себя не присутствующие в реальной действительности, и искусственно придуманные индивидом:

  • категории;
  • концепции;
  • структуры;
  • идеи.

Отсюда возможными будут различные рекатегоризации и переосмысления по какой-либо выбранной основе. К примеру, Ницше проповедовал отсутствие морали и нравственности, Маркс полагал, что в скором времени наступит гегемония пролетариата, Камю был твердо убежден в абсурдности жизнедеятельности.

Замечание 1

Многие сторонники континентального философского течения, к примеру, Маркс или Кьеркегор, неоднократно выступали с критикой философской системы Гегеля, но все же их собственные философские теории были построены в соответствии с критикуемым ими Гегелем.

Значительный пласт современного континентального философского направления, состоящий из герменевтики и постструктурализма, непосредственно относится к философской системе постмодернизма.

Философское направление герменевтики и феноменологии

Феноменологическое направление появилось как продолжение философских теорий Канта и Гегеля. Разработал это направление Гуссерль, который пытался создать методику анализа сознательной сферы на основе изучения различных феноменов при помощи последующих феноменологических редукций: освобождение от субъективности и предубеждения.

Хайдеггер видел в феноменологическом направлении возврат к анализированию вещей в себе, к анализированию реальной действительности, метафизическим основам. Хайдеггер был вдохновлен работами Лао-Цзы и считал, что кризис европейской мыслительной деятельности соотносится с тем, что континентальное философское направление перестало стремится к познанию экзистенции. Хайдеггер был также убежден, что необходимо возвращаться к герменевтической идее, к техникам анализирования текстов, который широко внедряли средневековые философские умы, для познания экзистенции, потому как полагал, что существование можно познать посредством собственной истории - посредством истории слов, его характеризующих.

Продолжил идейную тематику Хайдеггера Гадамер, которым было осуществлено герменевтическое изучение текстов Библии.

Особенности философских течения анархизма и нигилизма

Многие писатели, философы использовали тематику внутренней ценностности личности, аксиоматизировали недостаток определенных основ для подражания имеющемуся моральному и культурному нормативу, что приобрело обозначение нигилизм.

К примеру, полагаясь на собственное видение буддизма, нигилистический образ мира был проиллюстрирован Шопенгауэром. Ницше и Шпенглер усмотрели распространяющийся нигилизм в охватывающей их европейской культурной мысли. Ницше полагал, что нигилизм является естественной логической концепцией роста европейской культурной мысли, истоки которой виделись ему, в том числе, в христианском догматировании прирожденного греха личности. Понятие нигилизма прижилось и в России, где многие литературоведы, к примеру, Тургенев описывали образы нигилистов в своих художественных произведениях.

Анархическое течение

Положительным образом приняли нигилизм мыслители анархического толка, направления, предполагающего отход от государственности, и даже церковности.

Анархистами широко декларировалась свобода личности как первейшая ценность, а вся государственность признавалась препятствием. Хотя концепцию анархизма представляется возможным проследить уже у некоторых досократиков, к примеру Зенона, первый современный мыслитель, применивший понятие анархизма и оформивший его концептуально был Прудон.

Замечание 2

Анархическая философская мысль росла и крепла в России, а два русских мыслителя Бакунин и Кропоткин признаются главными идеологами анархического направления в мировой философской мысли.

Сущность экзистенциального направления

Экзистенциальные истоки прослеживаются в критике некоторых аспектов философской системы Гегеля, которая звучала от Кьеркегора и Шопенгауэра.

Замечание 3

Это направление призывает поставить философскую мысль на служение человеку, так как философская наука должна непременно помочь личности выживать в сложнейших реальных условиях.

В подобном аспекте экзистенциальная теория во многом сходна с прагматической концепцией, но отличается от прагматической направленности тем, что экзистенциальность говорит об абсурдности действительности и иррациональности личности, которая живет в постоянной конфликтности с данной сущностью, а также испытывает полный экзистенциальный кризис. В итоге человек ощущает внутренний вакуум и тревожность.

Самым известным экзистенциалистом двадцатого столетия был Жан-Поль Сартр, он являлся закоренелым атеистом, был убежден, что отсутствие Бога обрекло личность на вынужденную свободу, на бытие без предопределенного назначения, и каждым человеком должно в самостоятельном порядке и с полной ответственностью быть выбрана смысловая наполненность собственного бытия и собственная система ценностей.

Таким образом, экзистенциальное философское направление объединило множество писателей, в трудах которых так или иначе затрагивалась проблема внутреннего вакуума и тревожности личности, конечно же это:

  • Камю;
  • Достоевский;
  • Кафка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :