Гносеология – это раздел философии, посвященный вопросам познания бытия, принципам и методам познания, а также вопросам представления о знании и незнании, а также его истинности.
Гносеология, как раздел философии, появилась уже в античный период. Рассмотрение онтологических вопросов о сущности бытия, которые в первую очередь занимали философов неизбежно влекло за собой закономерный вопрос о возможности и способах познания окружающей реальности. Уже в древнегреческой философии сформировались основные подходы и взгляды к решению данных вопросов.
Так, один из прародителей материалистического взгляда на мир Демокрит предполагал существование двух путей познания:
Чувственный путь он называл темным, поскольку познание через ощущение отличается двойной субъективностью. Первая субъективность заключается в различии ощущение от одного и того же предмета у разных людей. Вторая субъективность выражает в том, что чувственное познание способно дать информацию лишь о мнимых качествах объектов, т.е. таких которые приписываются им общественным мнением (цвет, запах, вкус), но не дает информации о их сущности (характере атомов).
Рациональное познание в свою очередь позволяет преодолеть ограниченность чувств и проникнуть в суть вещей. Демокрит предполагал, что разум не должен опираться на ощущения и делать обобщения, а выискивать истину через индукцию множества отдельных фактов.
В философии Сократа гносеология не выделяется в качестве самостоятельного отдела философии, а привлекается для решения этических проблем. Вместе с тем, Сократ подчеркивает важность познания для развития личности, и обосновывает идею о том, что прежде чем начать познание мира, человек должен познать себя.
Философом был предложен такой метод познания как майевтика, индуктивная диалектика. Под диалектикой в античной философии подразумевался вид диалога, в рамках которого обращалось внимание на противоречия между фактами и определениями. Метод майевтики предполагал помощь человеку в нахождении истины через задание наводящих вопросов и обращение внимания на противоречия в его речах.
Майевтику в качестве ведущего метода познания признавал и Платон. Платон предполагал, что все знания человек носят врожденный характер и содержатся в душе, которая представляет собой идею, т.е. идеальную сущность. Эти знания подвергаются амнезии в момент рождения, когда идеальная душа попадает в материальное тело, представляющее собой несовершенную проекцию идеи.
Несовершенство и вторичность материального мира делает мнимым чувственное познание, истинные знания могут быть получены лишь с помощью разума, действий души и представляют собой припоминания врожденного знания.
По мере развития гносеологии сформировался разветвленный терминологический аппарат отражающий ее основные категории, к числу которых относятся:
Познание представляет собой основную категорию гносеологии, под которой понимается процесс добычи и сохранения знаний об окружающей действительности, обусловленный закономерностями общественно-исторического развития.
Субъект выступает активной и действующей стороной процесса познания, воздействующий на объект.
Субъектом выступает в первую очередь человек, группа людей, социум. Объект – это то что выступает непознанной областью, противостоящей субъекту, центр сосредоточения внимания субъекта. Объектом могут выступать материальные и духовные явления окружающего мира, а также сам человек.
Знание представляет собой отражение объективной реальности в психике субъекта, которое воспроизводит общие закономерности и характеристики этой реальности. Важным признаком знания является его отличие от впечатления или сведения, т.е. непосредственных представлений окружающего мира, которые являются простым следствием деятельностью органов чувств. Знание всегда носит осознанный характер и возникает на фоне и в сочетании с незнанием. Незнание всегда формулируется в виде вопроса, ответом на которое знание и является.
Проблема в свою очередь осознанным представлением границы между знанием и незнанием в определенной области, которая формулируется через противоречие, между тем что уже известно и тем что необходимо узнать, либо между не состыковками в уже известном. Формулировка проблемы позволяет очертить область исследования в которой и будет проводиться исследование.
Для разрешения проблемы необходимо использовать специально организованные способы получения знания – методы.
Существуют различные методы познания. Некоторые из них являются общими, т.е. характерными для все наук, например, анализ и синтез, обобщение и т.д., а некоторые специфическими присущими отдельным группам наук или частной отрасли научного знания (эксперимент и т.д.).
На протяжении истории различные философы по-разному давали ответ на основные вопросы гносеологии, что привело к появлению разных направлений, альтернативно решающих проблему методов и путей познания. К основным направлением гносеологии можно отнести:
В рамках сенсуалистической позиции предполагается, что основным источником познания выступают ощущения и восприятие человека. Нет такого знания, которое не было бы дано человеку в ощущениях – таков девиз сенсуалистов. Вместе с тем, приверженцев данного подхода часто критикуют за то, что чувственное восприятие человека несовершенно, субъективно и не может дать объективного знания.
Рационалисты выступают наиболее последовательными противниками сенсуализма. Он полагают основным источником знания разум человека. В различных концепциях разум может как опираться на чувственные данные, так и полностью отрицать их значение полагая, что истинное знание может быть получено лишь путем абстрактных размышлений.
Эмпиризм указывает в качестве источника познания опыт человека, который основывается на чувственных данных, но не исчерпывается ими. Опыт нуждается в специально организованных испытаниях, позволяющих подвергать чувственные данные, равно как и абстрактные теории проверке на практике. Практика, эксперимент являются критерием истинности.