Под картезианской философией понимается система взглядов Рене Декарта (1596-1650) и основанное на ней философское направление XVII - XVIII веков.
Латинское имя Декарта - Картезий. Именно от него пошло название всего направления. В основе его философии лежит представление о мире как механизме, тем самым заявляется равенство принципов природы правилам механики.
Суть механицизма заключается в том, что между природными вещами и вещами, сделанными человеком, можно провести прямую аналогию. Так, трубки, пружинки, колесики и другие элементы имеются не только в человеческих творениях, они есть и в природе, только более мелкие и потому незаметные для человека. Однако знание о их существовании должно стимулировать человеческий ум для их обнаружения.
Мир состоит из материи, вся природа сводится к существованию материальных частиц. Для нее характерно несколько свойств:
С точки зрения Декарта существует только один мир, т. к. существование других миров невозможно, ибо они тоже должны были бы состоять из материи, а исходя из ее свойств, она принадлежит одному универсуму.
Учение о познании Декарта было связано с рационализмом, достоверность знания определялась ясным представлением ума, а не данными органов чувств. Как образно выразился Фонтенель, картезианство представляет собой синтез «любопытства ума и близорукости глаз».
Декарт отвергал формальную логику как метод познания, считая, что с ее помощью можно передавать знания другим, но исследовать новое затруднительно. Отвергая схоластику, считая ее пустым и бестолковым способом рассуждения, он сформулировал свои истинные и полезные принципы научного познания. В его методе основу составляли четыре главных правила:
Как видно, сформулированные им правила познания не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день.
Идеи Декарта быстро распространялись в Голландии и во Франции, завоевывая популярность в модных салонных и светских беседах. Университетские круги пытались противостоять ей, стараясь убедить парижский парламент принять запрет на преподавание любой философии, кроме Аристотеля. Однако Академия наук поддерживала философию Декарта.
В развитии картезианской философии существовали две тенденции: к материалистическому монизму (Спиноза, Леруа) и окказионализму (Мальбранш).
Картезианская философия нашла своих представителей в разных странах. Так, в Голландии ими были Ренерий в Утрехте и Рей, во Франции - Клод ле Клерселье и Пьер Сильвен Режи, Пьер Николь, в Германии - Бальтазар Беккер и И. Клауберг. В состав его последователей входили представители разных занятий - философов, литераторов, ученых и т.д. Результатом нередко являлась своеобразная интерпретация идей Декарта, иногда весьма отходившая от самого первоисточника учения.
П. Режи (1632-1707) был одним из ведущих ученых своей эпохи. Он предпринял попытку систематизировать учение Декарта. Итогом стало появление «Полного курса философии», состоявшего из трех больших томов. Он считал, что сумел в своей труде охватить единым взглядом все открытые ранее истины, причем изложив их в взаимосвязи: мораль следует из физики, физика вытекает из метафизики, а та определяется логикой.
Вслед за Декартом, Режи резко высказался против схоластической философии, называя ее галиматьей и «грудой невнятных идей». Он считал, что современная ему философия качественно отличается от всей предшествующей, в том числе древнегреческой, составляя вершину самого философского знания. Себя он представлял как самого верного и последовательного картезианца, главный принцип которого заключается в следовании методу и философии Декарта даже в тех случаях, когда выводы расходятся со взглядами последнего.
Размышляя о человеке, Режи приходит к мысли о невозможности существования сомнения или уверенности вне человеческого сознания. Таким образом, человек является «мыслящей вещью». Все возможные способы мышления представляют собой модусы, способы бытия. В человеке имеется особая «идея тела», которое обладает протяженностью в длину, ширину и высоту. Причиной появления этой идеи можем быть мы сами, что в принципе несостоятельно, по мнению философа, или находящаяся вне нас вещь, обладающая реальной протяженностью. Бытие Режи обладает дуалистическим характером. Итогом его рассуждений становится признание того факта, что вещи, о которых человек совсем не имеет идей, по отношению к его сознанию не существуют.
Бальтазар Беккер (1634-1698) является немецко-голландским богословом и философом, его также относят к одним из самых выдающихся лиц ранней эпохи просвещения. Выступая последователем Декарта, развивал идею о независимости философии и религии, считая, что каждая из них имеет свой предмет.
Главным его трудом стала книга «Околдованный мир», изданная в 1691 году. В ней он выступил против учения о колдовстве, магии, демонологии, тем самым выступая против господствующей церкви с ее охотой на ведьм. Он писал, что не Дьявол является источником ведьмовства, а люди сами выдумали ведьм и продолжают обманывать себя. Он обличал институт инквизиции, говоря о их методах и целях. За свои взгляды его не принимало писательское сообщество. Только магистр Амстердама встал на его сторону, продолжал выплачивать ему жалование священника и препятствовал его высылке из Голландии. Итогом этого противостояния стало отлучение от церкви.