История философии востока


История философии востока

Особенности восточной философской мысли

Под восточной философской мыслью традиционно понимаются системы древнего Китая и Индии, однако их объединение в некую единую, строящуюся на взаимосвязях и принципах преемственности философию, как античная философия запада, не представляется возможным. Зародившись еще в первом тысячелетии до нашей эры, философские идеи данных регионов развивались самостоятельно и изолированно друг от друга, что обусловило их значительную специфику, вплоть до проникновения буддизма в древний Китай.

И все же данные традиции обладают определенными общими признаками, особенно при их сравнении с античной философской мыслью. К числу основных особенностей философии востока можно отнести:

  • жизненную ориентацию
  • синтез природного и человеческого
  • целостность системы познания
  • многогранность истины

В отличии от западной философии, зачастую решавшей отвлеченные вопросы не имеющие отношения к реальному бытию современного им общества, философия востока всегда ориентирована на жизненные потребности людей, а ее учения создаются для применения на практике, преобразования жизненного уклада и устоя. При этом системы индийской философии скорее ориентированы на уход от мира и мирской жизни в пользу углубления духовного существования, в то время как философия Китая направлена на регламентацию повседневной жизни человека.

Западный антропоцентризм чужд восточной философии. Человек есть закономерная часть природы, он не отделим и не мыслится вне природы, его душа и тело есть такие же закономерные производные природы, как и любые другие объекты и ни коим образом не делают его особенным и не возносят над остальным. Человек не овладевает природой, напротив он должен достигнуть гармонии, открыться и доверится природному.

Из предыдущей посылки естественным образом вытекает цельность познания. Не существует субъекта и объекта познания, они равноценны в рамках природы. Аналогично разум не является единственным или главным источником знания, он действует совместно с опытом и чувствами.

В то время как западная философия увлечена поиском общезначимой, утилитарной истины, восточная признает ее многогранность, изменчивость в зависимости от точки зрения и стороны рассмотрения. Познание истины или какой-либо ее части предполагает обретение гармонии с космическим, всеобщим разумом.

Школы индийской философии

Основы индийской философской мысли были заложены в третьем-втором тысячелетии до нашей эры в монументальных религиозных произведениях – Ведах, Брахманах и Упанишадах. Вся индийская философия имеет религиозно-мистический характер, она строится на синтезе религиозного учения и его практического применения к нуждам живущих, формирования определенного пособия по достижению гармонии и совершенства, телесного и духовного.

В качестве основных древнеиндийских школ философии можно указать:

  • йогу
  • санкхью
  • мимансу
  • веданту
  • вайшешику
  • ньяя
  • чарвака-локаята

Йога – т.е. сплетение и соединение, ставит центральным вопрос соотношения души и тела, который раскрывается через потребность в постоянном совершенствовании, через овладение контролем как над собственным телом, так и духовной жизнью, очищение разума для более глубокого погружения в духовный мир, через практики асан (поз) и медитации.

Санкхья – т.е. число, расчет, рассматривает вопрос сущности и первоначал мира, указывая в качестве таковых пракрити – первичный субстракт, и пурушу – сознание. Все материальное происходит из пракити, которая преобразует под влиянием пурушу.

Миманса – т.е. размышление, представляет собой образец материалистической метафизики. Данная школа отрицает иллюзорность бытия и влияния божественного на его создание и функционирование. Мир материален и состоит из первичных субстанций, которые вечны и неизменны, хотя в самом мире возможны динамические изменения – возникновение и исчезновение вещей.

Веданта – т.е. конец Вед, представляет собой аналог и предвестник объективного идеализма Платона. Весь мир признается проявлением идеального абсолюта – бога, брахмана. Человек и его душа едины с брахманом, а сам мир не более чем его эмпирическое воплощение.

Вайшешика – т.е. особенность, разрабатывала естественно-научную проблематику философской мысли. Предполагалось что мир составлен из мельчайших физических элементов – ану, которые вечны, неделимы, но отличаются друг от друга по форме, размерам и свойствам.

Ньяя – т.е. рассуждение, представляет собой обобщение всех предыдущих достижений философской мысли Индии, в практике публичных достижений, благодаря чему часто позиционирует себя как вершина индийской философии.

Чарвака-локаята – представляет еще одно материалистическое учение в котором отрицался авторитет Вед, идея бога, бессмертия и перерождения. Весь мир состоит из четырех элементов – огня, воды, воздуха и земли, равно как и человек. Смысл его существования в счастье, которое достигается через деятельность.

Направления китайской философии

Замечание 1

Наиболее крупными философскими системами древнего Китая выступают даосизм и конфуцианство.

Даосизм был основан в VI веке до н.э. Лао-Цзы. Его основной проблематикой является постижение дао – всеобщего пути. Дао обозначает закономерный, обусловленный природой путь всех вещей, а де – конкретный путь определенной вещи или человека.

Центральным принципом дао является у вей или недеяние. Недеяние вовсе не означает пассивности, напротив оно предполагает длительную и упорную работу над собой, ради отказа от непосредственных, социальных реакций в пользу природного естественного поведения, созерцательного отношения к действительности и поступков в единстве с космосом.

Конфуцианство было разработано также в шестом веке другим выдающимся мыслителем Кун-Цзы. Конфуцианство представляет собой систему регламентированных правил жизни для каждого члена общества от крестьянина до самого императора. В отличии от даосизма, признававшего главенство законов природы над законами людей, в конфуцианстве укоренялось представление о непререкаемости законов неба, носителем воли которых является император, как сын неба.

Конфуцианство направлено на упорядочивание социальной жизни и строения общества, взращивание добродетелей, распространения принципов гуманизма – как отказа от эгоистических потребностей в пользу помощи другим и почитания старших – родителей, стариков, правителей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :