История схоластики


История схоластики

Абсолютно каждый период истории человечества был наполнен своими особенностями в развитии науки, культуры и общественных отношений. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, решая проблемы в области философии, которые постепенно начали выдвигаться на первый план.

Периоды схоластики

Рисунок 1. Периоды схоластики

Определение 1

Схоластика - основный этап становления средневековой философии, представляющий собой особый тип философствования, при котором посредством человеческого сознания пытаются принять с помощью веры уникальные идеи и формулы.

Большинство философских концепций и учений Средневековья диктовалось установленными догматами христианства, среди которых огромное значение имели представления о личностной главной форме бога-творца, и утверждения о творении нашего мира "из ничего".

В условиях действующего в те времена религиозного диктата, полностью поддерживаемого государственной властью, философию признали "служанкой религии", в рамках которой все возникшие вопросы решались непосредственно с позиции теологии.

Определение 2

Теология — спекулятивное учение о Боге, которое базировалось на Откровении и божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий.

В таких условиях, когда все более широко и активно возникал интерес общества к теологии и философии, невозможно было поддерживать полное отрицание ценности рационального знания, поэтому необходимо было искать тонкие методы решения вопроса о взаимоотношении философии и религии.

Замечание 1

Это было нелегким делом, речь шла о выработке уникального способа, который, не проповедуя полного пренебрежения к получению знания, смог бы сохранить примат веры над человеческим разумом.

Общая характеристика схоластики

Определение 3

Средневековая цивилизация - огромный по богатству форм духовно-культурный мир, который был отмечен неповторимыми достижениями и невероятными открытиями, опережающих время на нескольких столетий.

Богатство культуры средних веков не сводится только к произведениям и идеям схоластического богословия, поэтому данный период не только немыслим без схоластики, но и в полной мере характеризуются ею.

Схоластическое богословие повлекло за собой глубокий отпечаток на всю средневековую культуру, в результате чего всехристианское учение активно развивалось перед глазами верующего и трансформировалось в архитектуру, организацию пространства, огромное множество деталей и скульптурные изображения.

Схоластика изначально была непосредственно связана со складывающейся в IX столетии концепцией образования на всей территории Запада, представляя собой абсолютно новый период в развитии духовной культуры Европы, который пришел на смену патристике. Этот период основывался на священном писании, представляя собой специфическое образование.

Замечание 2

В образовательных кругах схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином "схоластика" стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризующих интеллектуальную жизнь.

Со временем была определена и учреждена такая периодизация схоластики:

  • первый этап - от VI до IX в. - подготовительный;
  • второй этап - от IX до XII в. - период самого мощного формирования;
  • третий этап - XIII в. - «золотое столетие схоластики»;
  • четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластических учений.

Схоластическая ученость на своей практике была оснащена огромным количеством ступеней, поднимаясь постепенно по которым ученик получал возможность дойти до самых высших и добиться нереальных успехов. В церковных и монастырских школах начали изучать «семь независимых искусств», а учебными учреждениям, которые предоставляли еще более высокую степень подготовки, являлись университеты.

Особенности схоластики средних веков

Средневековая философия запомнится под именем схоластики, которая в нарицательном смысле используется в виде оторванного от действительности, пустого и ненужного словопрения.

Замечание 3

Ключевая отличительная сторона схоластики заключается в том, что она намеренно рассматривает и представляет себя как самостоятельную науку, поставленную на служение теологии, как «служанку данного течения».

В V - XV вв. значительную роль в обществе играло духовенство. Монастыри были настоящими крепостями, центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Пассивные темпы развития феодального общества дали толчок для возникновения неверного представления о схоластической философии. На самом деле, научные знания в области философии были в значительной степени сохранены и продолжали свое развитие.

В наше время понятие «схоластика» представлено в виде некого дурного и бранного слова. А между тем, данное направление был центральным типом философствования в средневековье, где присутствовали огромный прогресс и процветание. Это было явление отнюдь не реакционное, однако смогло способствовать развитию человеческой мысли.

Средневековые схоластики настаивали на своем и утверждали, что можно достичь необходимого познания истины о сущем только после понимания понятия о начале сущего бога, а затем уже и доказать его существование посредством логических приемов.

Схоластика стремится ответить на главный вопрос философского представления всего Средневековья – соотношение человеческого разума и истин веры. Осмысление данной проблемы привело к формированию трех позиций в оценке роли философии:

  • несовместимость в полной мере религиозной веры с принципами человеческого разума;
  • попытки соединить философию и религию, подчинив последнюю действующему закону Священного писания;
  • стремление показать обществу все положительные стороны философии как самостоятельно области человеческого познания.

Иными словами, схоластика была неординарным типом философствования, при котором посредством разума средневековые мыслители стремились обосновать принятые на веру формулировки и постулаты.

Философия и основы теологии

В период основного расцвета схоластических направлений философия и теология постепенно начали переходить одна в другую. Ученые отмечают, что различие их проявило себя в итоге, и уже к концу средних веков богословие и философия полностью исключили друг от друга.

Средневековая идея четко понимала различие указанных областей, ведь философия базировалась исключительно разумных принципах, а теология — на божественной истине, которая в те времена считалась нереальной и очередной выдумкой философов.

Схоластики чтили древних мудрецов, которые достигли определенной вершины естественного знания, продемонстрировав всю возможную для человека истину. Эти откровенные истины у схоластиков составляли важное содержание их систем, а сама философия же служила только дополнительным средством для задач богословия.

Взгляд на средневековую философию как на служанку господствующего не проводился строго всеми представителями схоластики, но выражал господствующую тенденцию времени. Вскоре и философские учения начали теологическое направление. Такая ситуация только подтверждала приоритетность теологии, и ее самостоятельность по сравнению с другими наукам, но не решала самой задачи - необходимости подчинить этому течению развивающееся научное течение.

В соответствии с этим вырабатываются следующие теоретические методы, предполагающие уникальную линию церковного сообщества по вопросу об взаимоотношении науки и теологии:

  • философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции;
  • истины теологии имеют источник откровения, истины науки - чувственный разум и многогранный опыт;
  • положения древней науки не могут противоречить установленным догматам веры;
  • область некоторых объектов для теологии и науки становится общей.
Замечание 4

Подытожив, можно констатировать, что в эпоху средневековья было создано специфическое осознание, включающее в себя синтез разума и веры, которые в итоге стал основанием для развития теологии и схоластики.

В пределах представленного синтеза возникали более серьезные проблемы бытия, культуры и духовности. Данный факт не исключает наличие противоречий внутри сознания древних народов, так как сама действительность осуществления теологических представлений наполнена событиями жестокими и кровавыми. Для людей, которые живут в современных реалиях, многие стороны и понятия средневекового учения могут стать крайне поучительными как в положительном, так и в отрицательном аспекте.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :