Абсолютно каждый период истории человечества был наполнен своими особенностями в развитии науки, культуры и общественных отношений. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, решая проблемы в области философии, которые постепенно начали выдвигаться на первый план.
Рисунок 1. Периоды схоластики
Схоластика - основный этап становления средневековой философии, представляющий собой особый тип философствования, при котором посредством человеческого сознания пытаются принять с помощью веры уникальные идеи и формулы.
Большинство философских концепций и учений Средневековья диктовалось установленными догматами христианства, среди которых огромное значение имели представления о личностной главной форме бога-творца, и утверждения о творении нашего мира "из ничего".
В условиях действующего в те времена религиозного диктата, полностью поддерживаемого государственной властью, философию признали "служанкой религии", в рамках которой все возникшие вопросы решались непосредственно с позиции теологии.
Теология — спекулятивное учение о Боге, которое базировалось на Откровении и божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий.
В таких условиях, когда все более широко и активно возникал интерес общества к теологии и философии, невозможно было поддерживать полное отрицание ценности рационального знания, поэтому необходимо было искать тонкие методы решения вопроса о взаимоотношении философии и религии.
Это было нелегким делом, речь шла о выработке уникального способа, который, не проповедуя полного пренебрежения к получению знания, смог бы сохранить примат веры над человеческим разумом.
Средневековая цивилизация - огромный по богатству форм духовно-культурный мир, который был отмечен неповторимыми достижениями и невероятными открытиями, опережающих время на нескольких столетий.
Богатство культуры средних веков не сводится только к произведениям и идеям схоластического богословия, поэтому данный период не только немыслим без схоластики, но и в полной мере характеризуются ею.
Схоластическое богословие повлекло за собой глубокий отпечаток на всю средневековую культуру, в результате чего всехристианское учение активно развивалось перед глазами верующего и трансформировалось в архитектуру, организацию пространства, огромное множество деталей и скульптурные изображения.
Схоластика изначально была непосредственно связана со складывающейся в IX столетии концепцией образования на всей территории Запада, представляя собой абсолютно новый период в развитии духовной культуры Европы, который пришел на смену патристике. Этот период основывался на священном писании, представляя собой специфическое образование.
В образовательных кругах схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, поэтому термином "схоластика" стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризующих интеллектуальную жизнь.
Со временем была определена и учреждена такая периодизация схоластики:
Схоластическая ученость на своей практике была оснащена огромным количеством ступеней, поднимаясь постепенно по которым ученик получал возможность дойти до самых высших и добиться нереальных успехов. В церковных и монастырских школах начали изучать «семь независимых искусств», а учебными учреждениям, которые предоставляли еще более высокую степень подготовки, являлись университеты.
Средневековая философия запомнится под именем схоластики, которая в нарицательном смысле используется в виде оторванного от действительности, пустого и ненужного словопрения.
Ключевая отличительная сторона схоластики заключается в том, что она намеренно рассматривает и представляет себя как самостоятельную науку, поставленную на служение теологии, как «служанку данного течения».
В V - XV вв. значительную роль в обществе играло духовенство. Монастыри были настоящими крепостями, центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Пассивные темпы развития феодального общества дали толчок для возникновения неверного представления о схоластической философии. На самом деле, научные знания в области философии были в значительной степени сохранены и продолжали свое развитие.
В наше время понятие «схоластика» представлено в виде некого дурного и бранного слова. А между тем, данное направление был центральным типом философствования в средневековье, где присутствовали огромный прогресс и процветание. Это было явление отнюдь не реакционное, однако смогло способствовать развитию человеческой мысли.
Средневековые схоластики настаивали на своем и утверждали, что можно достичь необходимого познания истины о сущем только после понимания понятия о начале сущего бога, а затем уже и доказать его существование посредством логических приемов.
Схоластика стремится ответить на главный вопрос философского представления всего Средневековья – соотношение человеческого разума и истин веры. Осмысление данной проблемы привело к формированию трех позиций в оценке роли философии:
Иными словами, схоластика была неординарным типом философствования, при котором посредством разума средневековые мыслители стремились обосновать принятые на веру формулировки и постулаты.
В период основного расцвета схоластических направлений философия и теология постепенно начали переходить одна в другую. Ученые отмечают, что различие их проявило себя в итоге, и уже к концу средних веков богословие и философия полностью исключили друг от друга.
Средневековая идея четко понимала различие указанных областей, ведь философия базировалась исключительно разумных принципах, а теология — на божественной истине, которая в те времена считалась нереальной и очередной выдумкой философов.
Схоластики чтили древних мудрецов, которые достигли определенной вершины естественного знания, продемонстрировав всю возможную для человека истину. Эти откровенные истины у схоластиков составляли важное содержание их систем, а сама философия же служила только дополнительным средством для задач богословия.
Взгляд на средневековую философию как на служанку господствующего не проводился строго всеми представителями схоластики, но выражал господствующую тенденцию времени. Вскоре и философские учения начали теологическое направление. Такая ситуация только подтверждала приоритетность теологии, и ее самостоятельность по сравнению с другими наукам, но не решала самой задачи - необходимости подчинить этому течению развивающееся научное течение.
В соответствии с этим вырабатываются следующие теоретические методы, предполагающие уникальную линию церковного сообщества по вопросу об взаимоотношении науки и теологии:
Подытожив, можно констатировать, что в эпоху средневековья было создано специфическое осознание, включающее в себя синтез разума и веры, которые в итоге стал основанием для развития теологии и схоластики.
В пределах представленного синтеза возникали более серьезные проблемы бытия, культуры и духовности. Данный факт не исключает наличие противоречий внутри сознания древних народов, так как сама действительность осуществления теологических представлений наполнена событиями жестокими и кровавыми. Для людей, которые живут в современных реалиях, многие стороны и понятия средневекового учения могут стать крайне поучительными как в положительном, так и в отрицательном аспекте.