Научное мировоззрение возникло в Древней Греции, там же появилась концепция доказательности и рационалистической обоснованности знаний. Философская наука представляется не столько жизненной мудростью, но и теоретической мыслительной деятельностью. Зарождение философской науки объясняется:
Историческая значимость древнегреческого мифологического познания заключалась в рациональных представлениях о космосфере, что и послужило важнейшим условием становления научной рациональности. Космосфера была создана не богами, а произвела богов из себя, именно подобным миросозерцательным постулатом на установление естественного рода первопричин описывалось древнегреческое мифотворчество.
Философская наука - это ключ к европейским культурным ценностям. Отличительные особенности западной философской модели заключаются в антропоцентризме и рационализме.
Антропоцентрическая идея - это миросозерцательная установка, исходя из которой личность является центром вселенной, вершиной бытийности, целью происходящих на планете событий. Антропоцентрическая концепция в общем присуща западной культурной модели. К примеру, европейская религиозная антропоцентрическая парадигма: личность представляется образом и подобием Бога, она же царь природного мира, а историческое развитие человечества и есть история Вселенной.
Рационалистическая идея укрепляет веру в рациональной обустройство бытия и социума; веру в разумность индивида, преобладание научной познавательной формы. Рациональность присуща западной культурной модели. К примеру, концепция католицизма одобряет поиск аргументов бытийности Бога, а это расходится с принципами веры. В самой распространенной трактовке под рациональностью понимается культ разумного. Развитие рациональной культурной парадигмы обеспечило современную жизнедеятельность такими достижениями западного цивилизационного мира, как:
Период античности.
Философская мысль периода античности (6 век до нашей эры - 5 век нашей эры) ведет начало от Фалеса Милетского, утверждавшего, что знания необходимо свести к единому основанию. Завершается античный период закрытием академии Платона в Афинах в 529 году. На четвертый век до нашей эры приходится расцвет, зрелость античной философской науки. Античная философская мысль не разграничивала материальное и идеальное, они нагружались друг другом и дополнялись. Спецификой античного миропонимания выступала космоцентрическая идея. Это концепция о совершенности космосферы (то есть вселенной), которая существует не по желанию Бога, а исходя из естественных закономерностей. Роль Бога и местоположение индивида в миропорядке связывалось с обоснованием сути космоса, его важнейших законов.
Впервые идеи материалистического толка имели место в трудах Демокрита, идеалистические идеи - в работах Платона. Аристотель с его развитой логической мыслительной деятельностью, ориентированной на поиск естественной причинности явлений, находится у первоистока современной научной мыслительной парадигмы.
Эпоха Средневековья.
Главной мировоззренческой формой на этом этапе выступала религия. Сфера религии и философская наука отождествлялись с божественным и человеческим (ограниченным) разумом. Философская наука систематизировала принципы религии, отстаивала идею Бога. Концепция теизма, исследующая миропорядок в качестве несамостоятельной субстанции, божественное творение, организовывающее его бытийность, представляется отличительной чертой средневековой философской модели.
Миропонимание средневековья состоит из схем: миропорядок делится на две части - духовную и временную материальную. Бог представляется вечным, всемогущим, непознаваемым, имеется наивысшее Благо (истинность, доброта, справедливость, красота). Бог создал природный мир из ничего (концепция креационизма). человек не может поменять порядок, придуманный богом, а желание этого есть смертный грех. Индивид является подобием и образом Бога. Смысловая наполненность жизнедеятельности состоит в спасении души.
Представители средневековой философской мысли:
Эпоха Ренессанса.
Суть воззрений этой эпохи заключалась в пантеизме (отождествляется Бог и природный мир), ей свойственен гуманистический уклон, антропоцентрическая направленность. Индивид совершенствует себя в личностном аспекте. Индивида уподобили Богу, он постигает все законы, открывающие таинство божественных творений.
Яркие представители:
Новое время.
Научное мировоззрение торжествует, человек повелевает природным миром. Специфическая черта заключается в деизме. Первопричина бытия - Бог, но он не вникает в развитие созданного им мира. Природа - это система механизмов, и сила индивида в его знаниях.
Выдающиеся мыслители: Спиноза, Декарт, Бэкон, Локк.
Немецкая классика.
Четко выражаются законы классического философствования, идеалистическое и материалистическое понимание окончательно разграничиваются, отвергается механистическое миропонимание, разрабатывается диалектика и гносеология.
Яркие представители:
Постклассическая философская модель.
Особенности: скептика, плюралистичность идей и течений, иррационалистические воззрения, мистицизм. Приоритет отдан иррациональным познавательным факторам: воля, интуиция, мыслительная деятельность и логические рассуждения отодвигаются на второй план, или же отвергаются вовсе. Бытуют сложные научные представления, разумное не характеризует человека, жизнь представляется бессмысленной, а поиск истинного приводит к заблуждениям.
Возникло неокантианское направление, позитивистское, диалектический материализм. Маркс ввел понятие материализма в социальную философскую науку. Миропонимание Маркса и Энгельса преодолело границы европейского философствования, став частью мировой культурной сферы.