Философия представляет собой наиболее раннюю форму существования научного знания, попытку отхода от религиозного мировоззрения и мифического миропонимания в пользу более практического, основанного на собственном опыте и знаниях образа мира. Возникновение философии как на востоке, так и на западе связано с определенным этапом развития общества, когда производительность труда стала достаточной для существования нового класса мыслителей, антагонистов жрецам и религиозным деятелям.
И на востоке, и на западе данная перестройка мировоззрения происходит примерно в одной и тоже время – в седьмом-шестом веках до н.э. Однако если античная философия черпает из мудрости египетских и месопотамских мыслителей, то восточная основывается на собственных, наиболее древних текстах, которые относятся ко второму тысячелетию в Индии или седьмому тысячелетию до н.э. в Китае.
Между античной и восточной философией существует серьезный водораздел, который обусловлен многочисленными факторами, начиная от специфики климатических, социальных, экономических условий, заканчивая особенностями тех религиозных систем от которых отталкивались и черпали философские учения.
К основным точкам сравнения можно отнести:
В то время как античная философия решает попеременно вопросы сущности и существования, то отвлекаясь от реального бытия человека в поисках первооснов мира, то вновь возвращаясь к нему, через формирование нравственных и политических концепций, философия востока всегда экзистенциальна. Ее цель придать религиозным и философским истинам такую форму, в которой они смогли бы стать руководством к действию, практическим жизненным путем для каждого.
Уже в античной философии в теории познания преимущественная роль отводится разуму, абстрактно-логическому мышлению как высшей форме существования духа и источнику чистого, истинного знания. Чувства и жизненный опыт уходят на второе место, если вообще допускаются в данную сферу. В философии востока человек всегда рассматривается как целостность в своем духовном и телесном проявлении, а потому в познании все пути равноценны и мышление, и чувство, и опыт.
Отделенность, превосходство человека над природой, животным миром, исключительность человеческой души являются распространенными идеями уже в античные времена, которые в дальнейшем лишь укрепляются. Именно человек становится центром вселенной, ее пульсом и точкой вращения. В восточной философии человек лишь часть природы, которая ничем категориально не отличается от других ее составляющих и подчиняется общим закономерностям.
Античная и западная философия стремится к обретению предельной, абсолютной истины, которая безотносительна ко всему, ценна сама по себе. Восточная философия признает множественность истины, возможность познания отдельных ее частей, проекций с различных точек зрения, которые будут одинаково ценны.
Античная философия это в первую очередь знание, которое обладает ценностью безотносительно его практической реализации, она ориентирована в первую очередь на мировоззренческие, человека формирующие функции. Ранняя философия востока практична, ее цель не отвлеченное познание, а практическое применение здесь и сейчас, указание пути для современников.
В античной философии можно уследить достаточно логичную цепочку преемственного развития, цельности взглядов, их взаимного влияния и эволюции. Можно сказать, что вся античная и западная философия располагается в одном культурно-историческом пространстве. Восточная философия является по сути эвфемизмом, т.к. философии древней Индии и Китая есть самостоятельные системы, весьма различные и непохожие между собой, но все же еще больше отличные от философии запада, что и позволяет их объединить.
Античная философия охватывает временной период с седьмого века до н.э. по шестой век н.э. Она начинается с натурфилософии греческих мыслителей милетской школы, которые подвергают сомнению мифологическое знание о создании, строении и управлении миром, отрицают роль божественных сил и пытаются найти им замену в виде сущностей - абсолютных первопричин, извечных и неизменных, которые видят в стихиях.
Завершение античного этапа развития философии связано с императорским указом о закрытии последней философской школы в Афинах, и окончательного перехода философии на рельсы схоластики, обслуживающего интересы церкви учения. Роль сущности вновь отводится богу, так образом история развития философии совершает своеобразный круговорот, повторяя прежние формы, но уже на новом уровне, подтверждая диалектический принцип отрицания отрицания.
В античной философии поднимаются все основные вопросы, закладываются главные школы и традиции западной философской мысли, от метафизики и диалектики, до проблем сущности, познания, бытия, этики.
Идеалистическое учение Платона формирует основу для развития рационалистических и дуалистических идей в Новое время, материализм Демокрита и Аристотеля предваряет складывание поздних материалистических и сенсуалистских концепций.
Этические концепции Сократа, Платона, Аристотеля об истоках поведения человека, способах его регуляции и развития, социальном устройстве обществе, получат дальнейшее развитие в бурном росте политической философии в эпоху Возрождения.
Ранняя индийская философия проникнута глубокой религиозной тематикой, она находится под влиянием священных текстов Вед, Брахман, Упанишад. Ее основными вопросами являются поиск сущности-первопричины, строение и функционирование мира, вопросы познания, связей человеческого тела и сознания. Однако центральным вопросом остается практика совершенствования человека, достижения гармонии с космосом и природой через самоконтроль и уход от мира в глубины собственного духа.
В индийской философии представлены как абсолютно идеалистические (веданта, джайнизм), так и материалистические (миманса, вайшешика, чарвака-локаята) концепции.
Древняя китайская философия представлена такими значимыми направлениями как:
Феноменальность данных учений заключается в том, что они сохранили свою актуальность по настоящее время и имеют последователей по всему миру. Даосизм и конфуцианство возникли в один период и представляют две, отчасти противопоставленные системы.
Даосизм рассматривает жизненный путь человека (де), как часть общего пути природы (дао), согласно которому гармония с природой, соответствие ее законам, выше чем соблюдение законов человеческих. Практическое правило недеяния (у вей) состоит в совершенствовании самоконтроля и созерцательности, для обретения гармонии и свершения поступков, продиктованных логикой дао.
Конфуцианство напротив ставит законы неба выше законов природы, а воплощением воли неба является император. Высшие добродетели конфуцианства — это гуманность, как любовь к окружающим и жертвование эгоистическими интересами ради всеобщего блага, и сыновий почет (сяо), как беспрекословное подчинение старшим в роду – родителям.
С точки зрения конфуцианства государство – это единая семья, во главе которой стоит отец император, сын неба. Каждый член общества должен выполнять свою четко определённую роль и совершенствовать добродетели ради всеобщего благоденствия.